Федор Лукьянов: «В Кремле хорошо помнят уроки последней стадии Советского Союза»

13.04.2016

Глеб ИВАНОВ

В минувшие выходные в Подмосковье собирался на ассамблею Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) — ​клуб ведущих отечественных политологов. Именно здесь глава МИД Сергей Лавров сделал важнейшее заявление: готовится новая редакция Концепции внешней политики России. По итогам мероприятия председатель президиума СВОП Федор Лукьянов рассказал «Культуре», с какими вызовами наша страна столкнется в ближайшие годы.

культура: На ассамблее, в том числе в рамках обсуждения новой концепции, звучал такой тезис: страх перед применением ядерного оружия в мире слабеет — ​ведь уходит поколение, заставшее «холодную войну»…
Лукьянов: Действительно, порог снижается, опасения тоже. В этом плане, как ни странно, напоминание о том, что Россия в состоянии превратить США в «радиоактивный пепел», прозвучавшее два года назад по нашему телевидению, может быть и полезно. Обсуждаемое с пропагандистской точки зрения, оно служит заодно предупреждением и политическим элитам, и рядовым гражданам. Месседж, что риск тотального уничтожения сохраняется, — ​это, так сказать, не повредит.

Нашумевшее в феврале телешоу Би-би-си «Третья мировая война: в командном пункте», пошагово рассказывающее, как мог бы начаться ядерный конфликт с Россией, при всей провокационности сценария — ​в целом из той же категории. Нельзя забывать, как постепенно может раскручиваться спираль эскалации и насколько это опасно.

культура: В США генералы спокойно обсуждают применение маленьких ядерных зарядов для точечных операций, например для нейтрализации «топ-террористов». Скажем, в таких случаях, как охота на Усаму бен Ладена в пещерах Тора-Бора. Мол, оттуда радиация все равно никуда не выйдет. Или в каких-то ограниченных дозах правда можно?..
Лукьянов: Ни в коем случае. Падение табу чревато полной потерей контроля, это будет только начало. Если «оружие Судного дня» перейдет в категорию «обычное средство ведения войны», на планете сможет произойти все что угодно. Однако, я думаю, никакое правительство, включая Пакистан или Северную Корею, на это не отважится. Риск слишком велик. На ассамблее не случайно много рассуждали о необходимости оживления переговоров по контролю над арсеналами, о разоружении.

культура: Зато пресса постоянно нагнетает, что террористы становятся изобретательнее, число ядерных стран растет, радиоактивные материалы все более доступны и уж чего, а «грязную бомбу» в центре какого-нибудь мегаполиса смертники сумеют взорвать…
Лукьянов: Мне думается, это все-таки алармизм. Так пишут с 90-х под лозунгом «не если, а когда». Но в реальности контроль за ядерными арсеналами даже в проблемных странах, вроде Пакистана, весьма жесткий. Плюс у них, как правило, есть «внешний контур»: Соединенные Штаты подготовили планы на случай, если вдруг в Пакистане произойдет переворот и у власти окажутся «бородатые зайцы». Речь идет о немедленном захвате ядерных объектов, чтобы не допустить попадания оружия массового поражения в руки радикалов.

культура: Один из академиков на ассамблее заявил, что Россия втянулась в разорительную гонку. Он считает, нам достаточно поддерживать имеющийся ядерный щит, а мы пытаемся конкурировать с американцами по всему спектру вооружений, которые развивают за океаном. Хотя это слишком дорогое удовольствие: наступательные ядерные системы, ракеты, способные пробивать штатовскую ПРО, гиперзвуковое и высокоточное оружие…
Лукьянов: Это некоторое преувеличение. То, что он перечислил, правда. Но пока все лишь на этапе научных исследований, НИОКР, а главное, я не вижу признаков того, что российское руководство упускает из виду такую опасность. Наоборот, много говорится об этом, всегда изыскиваются возможности, чтобы давать минимально необходимые ответы на реальные угрозы. А на угрозы гипотетические? Следить за ними, однако, опять же, не втягиваться в симметричный обмен действиями. Все-таки выучены и уроки последней стадии Советского Союза, когда шла уже совершенно бессмысленная гонка вооружений, абсурдное наращивание средств уничтожения, которые оказывались заведомо не нужны, — ​из чисто спортивного интереса. Это существенно подорвало экономику, мы прекрасно помним.

культура: На ассамблее было сказано и о том, что агрессивность Запада может возрасти, поскольку средний класс, обычно заинтересованный в стабильности, там начинает сжиматься. Соответственно, меняются политические предпочтения общества, растет популярность политиков, предлагающих крайние средства.
Лукьянов: Средний класс на Западе понемногу раскалывается. Верхняя часть удерживается, но не растет, а нижняя — ​просто выбывает совсем на дно. Благодаря этому на подъеме сегодня в Евросоюзе ультраправые или ультралевые. В Америке, с одной стороны, Дональд Трамп, с другой, фантастического успеха добился Берни Сандерс, который, видимо, не выиграет номинацию от Демократической партии, однако до сих пор активно борется. Очевидное, в общем, свидетельство недовольства именно средних американцев — ​людей, привыкших думать, что их благосостояние гарантировано, но вдруг осознавших — ​это далеко не так. Плюс в развивающихся государствах «не-Запада», к которым с натяжкой можно отнести и Россию, наблюдается вроде как численное прибавление среднего класса. Однако и тут начинаются разного рода кризисы: мы видим это почти во всех странах БРИКС — ​Китае, Бразилии, Индии.

И снова: какова роль среднего класса? Мы всегда полагали, исходя из либеральных теорий: чем его больше, тем серьезнее запрос на демократию, гражданские и политические свободы. Это само собой трансформирует общество. Данная парадигма еще глубже укоренилась после «холодной войны», когда возникло много государств в транзитном состоянии. Сейчас вопрос, который особенно касается «незападного» мира: а так ли это? Действительно ли рост доходов среднего класса означает и повышение запроса на демократическую форму правления? Ответа пока нет. Я бы предположил, что и в России, и в Китае все может развиваться несколько иначе, не настолько линейно.

Вот в Поднебесной весьма озабочены проблемой, как, не имея западной электоральной системы, обеспечить меритократическое продвижение и обратную связь между партией и обществом? У нас в определенном смысле — ​тоже. В России процесс все более опирается на какие-то коммуникационные и политические технологии, в том числе соцопросы. Учет происходит, но он все время тактического плана. В Китае же с переменным успехом пытаются выстроить постоянно действующую систему такого оборота, однако без западных выборов.

культура: В России регулярно проходят гражданские волеизъявления. А как обратная связь работает в Поднебесной?
Лукьянов: Прежде всего с помощью постоянной ротации. Чтобы пробиться наверх, ты не можешь долго сидеть на одном месте. Если хочешь сделать большую карьеру, должен пройти все известные ступени — ​сперва потрудиться в мелком муниципалитете, затем на уровне города и так далее. Вот только из этих людей отбирают высшее руководство.

культура: Но то, что чиновник перемещается по кабинетам, еще не означает, что он своей деятельностью отражает чаяния обычных жителей.
Лукьянов: У него очень сильно расширяется горизонт, он учится понимать проблемы разного уровня. Китайцы считают такой опыт крайне важным. Если ты не прошел все ступени с самого низа, ты не сможешь быть наверху. Конфуцианские еще правила. В КНР исключен резкий рост карьеры.

А что касается обратной связи, то мощнейший идеологический аппарат спецслужб анализирует социальные сети и выявляет точки недовольства. Не доводить до того, чтобы ропот выплескивался в политическую сферу. Проще наказать конкретного чиновника на месте и доказать, что государство заботится о гражданах, чем ждать, когда недовольные, как говорится, начнут обобщать и делать выводы. Нынешняя масштабная кампания по борьбе с коррупцией, весьма обширная и репрессивная, — ​из этой категории. То есть партия показывает, что не ждет, пока поступят сигналы снизу, а начинает обновление сверху. Сработает или нет, второй вопрос, но в любом случае они сейчас здорово озабочены.

Нигде так глубоко и внимательно не изучали причины стремительного распада СССР, как в Китае. Если для Запада здесь имеет место академический интерес, то для КНР — ​это вопрос выживания. Наша катастрофа сильнее всего потрясла китайцев и до сих пор вызывает у них волнение: как вышло, что в КПСС, где было 19 миллионов членов, с наступлением кризиса никто почти не встал на защиту? Что прервалось и сломалось внутри? Почему не сработала обратная связь?..

культура: А насколько хорошо у нас теперь действует обратная связь в промежутках между выборами? Кроме пары-тройки партий в стране, все остальные — ​на самом деле карликовые. После Крыма общество заметно политизировалось. Однако при этом большинство россиян, в том числе средний класс, вовсе не спешат массово объединяться «по горизонтали»: с друзьями, соседями, единомышленниками и единоверцами. Никто массово никуда не вступает, не возникают новые профсоюзы. В храмах тоже народу больше не стало.
Лукьянов: Очевидно, что среднего класса в стране сейчас прибывает, например, за счет работников ВПК. Они долго были в загоне, а теперь с приходом политических изменений явно поднимаются и по доходам, и по статусу, и по самоощущению. Но это совсем другие люди. Вопреки либеральной догме, они не из тех, кто должен стремиться к большим свободам, к гражданскому обществу в их западном понимании. Они как раз попадают в средний класс благодаря государству. Так что тут интересный теоретический вопрос: как подобный рост будет влиять на политическую систему.

культура: Но возможно ли модернизировать страну без активности рядовых россиян?
Лукьянов: Невозможно. Взять все на себя и волочить — ​государство не в силах. Оно иногда в истории пыталось и даже достигало каких-то результатов, однако потом отстроенное начинало осыпаться без альтернативы. Мы и так ходим по одному кругу. Поэтому, думаю, активность населения совершенно необходима. Нужна и конкурентная — ​даже не политическая, а гражданская и предпринимательская — ​среда. Тенденция на огосударствление, взявшая у нас верх сколько-то лет назад, тоже имеет пределы. Главное, не перегнуть в сторону зацементированного «бюрократического рынка».

культура: После воссоединения с Крымом россияне остаются в некоем напряжении и готовности. Но при этом будто бы настроены ожидать инициативы только сверху…
Лукьянов: У нас создалась странная модель. Общество мобилизовано, это факт, — ​но оно никуда не движется. То есть люди встали на поддержку власти. А теперь от нее же и ждут: «Ну и? Дальше-то что?» Власть пока ничего не формулирует, потому что, скорее всего, сама не знает. Это не критика, просто в современном мире действительно трудно понять, куда двигаться. Но и нынешняя замороженная мобилизация достаточно противоестественна. Должен быть сформулирован наконец-то призыв и направление. Бесконечно держать массы «под ружьем» ради поддержки текущей политики, какая бы она ни была? Это очень исчерпаемо.

культура: Если ничего не изменится, начнется ползучая демобилизация?
Лукьянов: Да. Либо придется находить все новые поводы — ​хорошо, если не искусственные. Украину же не выдумали, это естественный кризис, который внезапно взорвался у нас под боком. Однако и ехать вперед на одних только поводах нельзя, нужна хоть какая-то цель.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Пров 18.04.2016 17:39:03

    "Уроки последней стадии Советского Союза, когда шла уже совершенно бессмысленная гонка вооружений, ....из чисто спортивного интереса....мы помним". ------ А если не спортивный интерес двигал руководителями СССР, а личный опыт участия в страшной войне и, как следствие, желание иметь гарантированную обороноспособность страны? Она кажется избыточной только сегодня, но тогда были критерии достаточности? И существуют ли они вообще? Народная мудрость не зря гласит: задним числом все умны. Брежев имел право сказать: "Лучшне очередь за колбасой, чем очередь из автомата".

    "Взять все на себя и волочить — ​государство не в силах, ... активность населения совершенно необходима. .... Главное, не перегнуть в сторону зацементированного «бюрократического рынка». ------- Для этого государству нужен новый политический механизм. Например:

    1. Основой политической системы являются гражданско-политические союзы (ГПС) с добровольным членством в них. ГПС создаются в следующих сферах деятельности: медицина, образование, наука, энергетика, добыча ископаемых, машиностроение, приборостроение, сельское хозяйство, жилищное хозяйство, транспорт, строительство, производство пищевых товаров, производство бытовых товаров, госслужащие, армия, полиция, средства массовой информации, искусство, литература, спорт. Право на создание ГПС имеют также женщины, ветераны, молодежь.
    2. Организацию взаимодействия всех органов власти государства (законодательных, исполнительных, судебных) осуществляет партия политического авангарда, главными задачами которой являются определение основных целей государства (конкретизируемых его конституцией), подготовка руководящих управленческих кадров всем органам государственной власти. Право вступления в партию имеют граждане не моложе 30-ти лет, с высшим образованием, законопослушным и нравственным поведением, опытом работы не менее пяти лет. Партия подотчетна гражданам республики.
    3. Каждый гражданско-политический союз разрабатывает проекты законов государства в сфере своей деятельности и с учетом предложений других союзов утверждает в качестве законов на своем ежегодном съезде. Делегатами съездов избираются лица не моложе 40 лет; собственники средств производства и руководители всех уровней составляют не более половины численности его участников. Численность избираемых более двух раз делегатов съезда не должна составлять более четверти общей численности его участников.
    4.Конституция государства, а также инициируемые высшими или местными органами исполнительной власти законы принимаются большинством поддержавших их ГПС. Высшие и местные органы исполнительной власти государства состоят из представителей всех действующих на конкретной территории ГПС, руководители этих органов утверждаются большинством поддержавших их союзов.
    5. Высшее должностное лицо – глава государства (субъекта федерации), избираемый большинством решений съездов ГПС, обязан:
    - инициировать разработку конституции, при необходимости - ее изменение или отмену;
    - контролировать исполнение конституции, отменять любое противоречащее ей решение;
    - координировать деятельность всех органов власти, решать споры между ними;
    - издавать имеющие силу закона указы по неотложным проблемам общественной жизни;
    - подписывать международные договоры.

    6. Каждый гражданин имеет право вносить предложения по всем проблемам общественной жизни, которые регистрируются и хранятся в специальном электронном реестре со свободным доступом. Высшие и местные органы власти ежегодно отчитываются перед гражданами об исполнении этих предложений в реестре и средствах массовой информации.
    7. Все органы власти государства ответственны за безопасность, спокойствие и благополучие граждан, обеспечение их прав и уважение достоинства. После однократного нарушения законов государства, злоупотребления служебным положением или другого факта несоответствия занимаемой должности любому госслужащему запрещается трудоустройство в органах власти. Право назначения или избрания на руководящую работу в органах власти имеют граждане не моложе 40 лет по результатам конкурса или выборов.
    8. Доверие граждан высшим и местным органам власти подтверждается ежегодным референдумом; проявленное два года подряд недоверие завершается полным обновлением соответствующего органа власти.
    9. Сохранение, преобразование или мирная ликвидация государства и его конституции регулярно - через пять лет - подтверждается на референдуме, проводимом среди граждан не моложе 40 лет. За сответствующие решения должны проголосовать более половины участников референдума.
    10. Высшие и местные органы власти государства обеспечивают:

    - воспитание патриотичных социально-активных граждан, создание условий для
    реализации ими своих способностей и устремлений;

    - формирование рациональной структуры личных и государственных потребностей;
    сбережение природных ресурсов и созданных трудом граждан ценностей;

    - полную занятость трудоспособных граждан через создание государственных
    (общенародных) предприятий, аренду госимущества, стимулирование предпринимательства;

    - определение текущей и перспективной потребности государства в основных изделиях
    и услугах (включая резервы), производственных мощностях, рабочих местах;

    - разработку стандартов на важнейшие материалы, готовые изделия, процессы, услуги;
    контроль их качества;

    - статистический учет показателей всех социальных процессов, расхода рабочего времени
    и денежных средств на производство товаров, доступную публикацию данных статистики;

    - контроль дорогостоящих расходов граждан для предупреждения незаконных доходов;

    - проведение инициируемых гражданами референдумов и выполнение их решений;

    - регулярное информирование граждан о результатах своей деятельности:
    продолжительность жизни граждан, причины смертности, доходы, обеспеченность
    жильем, уровень образования, охрана природы, количество правонарушений и др).

Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть