Долго будет Финляндия сниться

Александр МАТУСЕВИЧ

28.07.2017

В Савонлинне продолжается знаменитый Международный оперный фестиваль. Нынешний смотр, проходящий в древней крепости Олавинлинна (по-русски — святого Олафа, крестителя Скандинавии), посвящен празднованию столетия независимости Суоми. 

Основанный в 1912-м звездой русской императорской сцены певицей Айно Акте, фестиваль пережил второе рождение в 1967-м. Начиная с этого времени, форум проводится ежегодно и за полвека своего существования сформировал определенные традиции. Одна из них — приоритет финской музыки. Нынешний год не стал исключением. За первым исполнением произведения Аулиса Саллинена «Замок на воде» в крепости Олавинлинна последовала премьера оперы «Куллерво». Национальную программу продолжили выступления знаменитого мужского хора «Университетские вокалисты» и детского коллектива «Тапиола». Афишу дополнили «Похищение из сераля» Моцарта и «Риголетто» Верди. 

На юбилейные торжества съехались и именитые гости. Большой театр привез сразу две оперы Чайковского — «Иоланту» и концертную версию «Евгения Онегина», а Королевский театр Мадрида украсил смотр беллиниевскими «Пуританами». По словам артистического директора фестиваля, известного тенора Йормы Силвасти, первоначально вместо испанцев планировали пригласить шведскую Королевскую оперу. Была идея объединить на площадке форума исторических соперников: Россию, Швецию и Финляндию. «Мы всегда находились на границе скандинавского и славянского миров. На нашей земле шли многолетние войны. Несколько веков страна была под шведами, еще столетие входила в состав Российской империи. Как мне кажется, благодаря нашей борьбе в итоге и родилась независимая Финляндия», — пояснил Силвасти. Его концепция осталась нереализованной, тем не менее фестиваль получился достаточно интересным.

Наиболее заметными событиями стали показы «Похищения из сераля», «Куллерво» и «Риголетто». Все три постановки отличает разумная режиссура, идущая от музыки и замыслов создателей, а не от поисков надуманных концепций. Опера Моцарта — изящная фантазия на восточную тему (режиссер Катариина Лахти), где африканские мотивы проходят лишь легким намеком: тенями на скалистой замковой стене. Противостояние мусульманского и христианского миров, к счастью, не получает нарочитой, набившей оскомину актуализации: ни ИГИЛ, ни Каддафи с Асадом — вполне себе условный историзм. В итоге зрителям показали в меру ориентальный и в меру эротичный спектакль.

«Риголетто» британца Дэвида Маквикара в какой-то степени повторяет его знаменитую постановку, осуществленную на сцене «Ковент-Гарден» в 2011 году. Конечно, впрямую оттуда заимствованы лишь костюмы Тани Маккаллин, пространственное решение — совсем иное, учитывая неглубокую, но весьма вытянутую сцену в замке. 

Тем не менее главный посыл спектакля остался прежним, его центральная идея — несвобода, в которой томятся герои опуса. Каждый из них предстает рабом обстоятельств, фобий или собственных желаний. Не случайно основой сценографии послужила клетка, наглядно иллюстрирующая центральную тему. Скупость оформления не мешает явить разнузданность мантуанского двора во всей красе. Режиссеру удается не переступить грани пошлости, создав остроактуальное, но не вульгарное полотно. 

Самая глубокая работа — «Куллерво» в постановке Кари Хейсканена. Произведение написано в конце 1980-х, однако настоящую известность оно получило в 1993 году, прозвучав на открытии нового здания Финской национальной оперы в Хельсинки. С тех пор это самая исполняемая местная музыкальная драма. Что неудивительно: музыка ярка и фактурна, но при этом легко воспринимается любым, даже самым неподготовленным ухом. В основу либретто, помимо фрагмента эпоса «Калевала», положена пьеса классика финской литературы эпохи национального романтизма Алексиса Киви. В центре повествования своего рода антигерой, методично разрушающий как собственную жизнь, так и мир окружающих его людей. «История Куллерво, одна из немногих законченных линий «Калевалы» и самый популярный сюжет в нашем искусстве, — отмечает музыкальный руководитель постановки маэстро Ханну Линту. — Куллерво все делает не так, во всем ошибается и в результате должен броситься в огонь, сгореть в очистительном пламени».

Минималистичные декорации Антти Маттила — каркасы простых сельских домов без всяческих архитектурных излишеств — и богатые и выразительные костюмы Риитты Анттонен-Пало в сочетании с контрастным, остро драматичным светом Илкки Палониеми создают тягостную атмосферу предчувствия неизбежной трагедии, духовного опустошения и разрушения. «Это очень по-фински, таков наш характер», — подчеркивает Линту.

Вокальных звезд первой величины на фестивале практически нет. Делается это сознательно: стратегия Савонлинны — привлекать молодежь. В итоге музыкально смотр выглядит далеко не безупречно.  В «Серале» приемлема лишь исполнительница партии Констанцы — узбекская певица Хулькар Сабирова. Артисты, занятые в «Риголетто», очень музыкальные и хорошо выученные, но сами голоса неинтересные и неяркие. Берут скорее внешними данными и лихим актерством, как знойный косовский албанец Раме Лахай (Герцог). Похвалы заслуживает только бас Мика Карес. Певчески наиболее благополучна «Куллерво»: харизматичные Вилле Русанен (титульный герой) и Йоханна Русанен-Картано (Мать) запоминаются надолго.