Песня выходит из тени

Августин СЕВЕРИН

03.03.2017

Защита авторских и смежных прав в отношении музыкальных произведений и фонограмм выходит на более высокий технический уровень: благодаря новому программному обеспечению можно будет учитывать каждое исполнение песни или даже ее части в общественных местах. Это означает, что деньги, выплачиваемые ресторанами, кафе, магазинами за исполняемую в них музыку, будут адресно и справедливо распределены среди композиторов, авторов текстов, исполнителей и других правообладателей.

В первый день весны в подмосковном Красногорске состоялась презентация системы Fonmix. Создатели описывают ее как «интеллектуально-программное решение для организации музыкального, рекламного и информационного оформления любых объектов». Речь идет о музыке, которая транслируется принародно, будь то в супермаркете, точке питания, парке культуры или на остановке общественного транспорта. За все эти исполнения нужно платить правообладателям — авторам, наследникам, фирмам, представляющим их интересы. 

— С точки зрения законодательства у компании, использующей музыку, есть две обязанности, — поясняет директор по развитию компании «Формакс» (разработчика Fonmix) Валерия Панкратова. — Первая — выплачивать вознаграждение за используемый музыкальный контент аккредитованным организациям, вторая — предоставлять детализированную отчетность о прозвучавших фонограммах. Необходимо учитывать, сколько раз исполнялась каждая фонограмма, для последующего эффективного распределения денежных средств правообладателям. При этом музыка должна быть получена из легальных источников. То есть скачать песню в интернете и включить ее в своем заведении без выплаты вознаграждения правообладателям — незаконно. За это предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность. В первом случае нарушителям грозит штраф — 1500 рублей для граждан, до 40 тысяч — для юрлиц. Плюс конфискация воспроизводящего оборудования. Многие об этом не знают, поэтому случаи, когда рестораторы расстаются со звуковой техникой, — отнюдь не редкость. И это только одна сторона проблемы.

Другая — отсутствие до недавнего времени полноценных систем учета исполняемых фонограмм и, как следствие,  сложность с распределением собранного вознаграждения между авторами, исполнителями и звукозаписывающими фирмами. 

— Fonmix — это готовое решение «под ключ» с сопровождением и технической поддержкой, а также огромная, постоянно пополняющаяся коллекция музыки, — говорит Валерия Панкратова. — В нашей базе миллионы фонограмм. Уникальность сервиса заключается в том, что, подключившись к Fonmix, пользователи получают возможность управлять не только своей музыкальной политикой, но и рекламной. Кроме того, Fonmix автоматически формирует отчетность для организаций по коллективному управлению правами и правообладателей, что дает гарантию правомерного использования музыкального контента и обеспечивает прозрачность процесса.

При этом программное обеспечение распространяется совершенно бесплатно, деньги взимаются только за дополнительные услуги, к примеру, за составление индивидуального плейлиста (скажем, танцевальная или рок-музыка, народные мелодии и т.д.) или рекламный продакшн. Программой можно управлять дистанционно, для этого у каждого пользователя есть личный кабинет. Система уже успешно работает в сети ресторанов «Тануки», на заправках «Трасса», в магазинах косметики M.A.C., в магазинах производителя мужской и женской одежды Zolla,  автосалонах Favorit Motors и многих других.