Счастье быть мытарем

Михаил ТЮРЕНКОВ, обозреватель газеты «Культура»

03.02.2012

В России, да и во многих других странах, принято несколько презрительное отношение к «людям в форме». Так было еще задолго до революции, когда городовые и казаки неизменно являлись объектом особой ненависти «прогрессивно мыслящей интеллигенции» — как «царские сатрапы» и «душители свободы»...

После революции городовых разогнали, казачество истребили, набрав «народную милицию», которая, правда, практически сразу стала страшно далека от народа. Прошли десятилетия, милиция стала полицией, но отношение не изменилось. Более того, сегодня все чаще и чаще звучит словосочетание «полицейское государство». Это не более чем хорошо забытое старое, образное выражение, шагнувшее в современную либеральную публицистику из XIX века.

Замятинские «Мы», оруэлловский «1984», «Обитаемый остров» братьев Стругацких, «Глобальный человейник» Александра Зиновьева — все эти произведения проникнуты не только осуждением той или иной Системы, но и бичеванием ее послушных исполнителей. Которым, конечно же, не чуждо ничто человеческое, однако это их не оправдывает... Как, впрочем, не оправдывает и тех, кто молча соглашается с Системой:

Ученый, сверстник Галилея,

был Галилея не глупее.

Он знал, что вертится земля,

но у него была семья...

В этом стихотворении Евгения Евтушенко, на мой взгляд, таится квинтэссенция очень банального отношения к другим людям. К людям, которые «не такие, как мы» — «соглашатели, трусы, карьеристы...» — «...грабители, обидчики, прелюбодеи...» — «...или как этот мытарь». Ничего не напоминает? Да, это известные евангельские строки о том, как два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисеем, глубоко религиозным и уважаемым в обществе человеком — ведь в те библейские времена само слово «фарисей» носило исключительно почтительный оттенок. Другой — мытарем, сборщиком налогов, «человеком в погонах», презираемым две тысячи лет назад ничуть не меньше, чем в нашем — дореволюционном, советском или сегодняшнем — обществе.

Вот как это описывается в Евангелии от Луки словами Христа:

«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится...»

Наверное, в подобной притче, будь она описана в сегодняшней литературе, появились бы иные образы. На место мытаря, возможно, был бы поставлен некий правозащитник, фарисеем же — не иначе — представили бы какого-нибудь «чиновника с мигалкой». Но вот в Евангелии все иначе, и год от года христиане в Неделю о мытаре и фарисее как образец для подражания вспоминают именно «презренного» сборщика налогов. Более того, именно молитва мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному» — в православной традиции является очень широко используемой. К слову, один из четверых евангелистов — апостол Левий Матфей — тоже был мытарем. Именно во время сбора пошлин он был призван следовать за Христом.

В ближайшее воскресенье, 5 февраля, Русская православная церковь будет отмечать ту самую Неделю о мытаре и фарисее, после чего последует так называемая сплошная седмица, в которой не будет традиционных постных дней. Даже воцерковленные люди нечасто задумываются над смыслом этой «поблажки», а ведь он очень глубок. Освобождая на целую неделю христиан от поста, Церковь предостерегает их от фарисейской самоуспокоенности. Когда формальное исполнение правил, сопряженное с глубочайшей гордыней и презрением к находящимся рядом людям, подменяет подлинно духовную жизнь, одним из главных принципов которой является неосуждение. Причем не как некий абстрактный этический принцип, но неосуждение вполне конкретных людей, среди которых нам очень часто встречаются и современные мытари.

В Евангелии есть одно очень известное изречение — «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать...», и образ смиренно молящегося в дальнем углу храма сборщика налогов — именно тот пример, которому нужно соответствовать, чтобы по завершении жизненного пути получить главную награду от Господа. Поэтому для каждого христианина стать мытарем по духу — огромное счастье.