Классика за шесть евро

Эммануэль ДЮПЬИ, Франция

01.09.2012

Появление компакт-дисков под маркой «Naxos» в конце 1980 годов вызвало неоднозначную реакцию: от откровенного презрения до полного безразличия. Этим дешевым товаром были заполнены полки гипермаркетов. На первых компакт-дисках представлялась экзотическая музыка стран Востока.

С тех пор многое изменилось. За 25 лет существования лейбла «Naxos» его создатель Клаус Хейманн воплотил мечты в жизнь. Рожденное в Гонконге детище Хейманна стало одной из ведущих мировых звукозаписывающих компаний. «Naxos» специализируется на классической музыке, записывает концерты и использует все возможности для развития. Компания заключила договоры о распространении с крупнейшими звукозаписывающими фирмами. Сейчас «Naxos» ступила на путь амбициозных приобретений: после покупки лейблов «Ondine» и «Capriccio», компания купила французский «Timpani».

«Naxos» совершила неоспоримый прорыв в области качества. Такие коллективы, как оркестры Би-Би-Си, Борнмута, Лилля и Мюнхенского радио, отдают предпочтение именно «Naxos». Лейбл выбирает редкие произведения, а не популярные хиты — серии испанских или американских записей «Naxos» не имеют аналогов.

Статьи о «Naxos» часто появляются в журнале «Диапазон». В последние годы несколько наград нашего журнала «Золотой камертон» были присуждены дискам с произведениями Русселя (дирижер — Стефан Денёв), Пендерецкого и Шимановского (дирижер Антони Вит), пьесам для клавира Вильгельма Фридемана Баха в исполнении Роберта Хилла и квартету Амара-Хиндемита.

Но главным достижением Клауса Хейманна стала маркетинговая стратегия, отличающаяся от политики остальных игроков музыкального рынка. Ведущие звукозаписывающие компании воспринимали академическую музыку как курицу, несущую золотые яйца. В классику вкладывали прибыль, полученную от продаж поп-музыки, и продвигали ее в соответствии с законами поп-индустрии — раскручивали дирижеров и солистов до статуса звезд, тратили невероятные суммы на производство и рекламу, продавали новинки по баснословным ценам. Такая модель просуществовала почти десятилетие, вопреки всем ожиданиям оставив после себя лишь несколько знаменитых «продуктов», таких как нашумевшие «Три тенора». Но после экономического спада система не выдержала проверки законами рынка. Что было дальше, известно: резкое сокращение спроса и инвестиций, закрытие солидных торговых марок.

Хейманн с самого начала выбрал принципиально другую схему. Он отказался от показного маркетинга и звездности. Минимальные производственные затраты позволили удерживать цены, не оставляющие конкурентам ни единого шанса. Стоимость товара под лейблом «Naxos» — около шести евро. Это в три-четыре раза дешевле дисков крупных звукозаписывающих компаний (кроме переизданий), и каждая новинка «Naxos» с легкостью окупается. Несгибаемый инвестиционный дух компании подтвержден процветающими интернет-сайтами: Naxosdirect.com для продаж частным лицам, ClassicsOnline.com для скачивания, «Naxos» Web Radio для воспроизведения потокового аудио, а также «Naxos» Music Library — платформа, предоставляющая доступ к 70000 композиций и базе данных об истории музыки. «Naxos» сегодня — это целая галактика, компания, дающая каждой записи несколько жизней.

Автор - главный редактор журнала «Диапазон». «ДИАПАЗОН» — не только главный французский журнал, пишущий о классической музыке, но и одно из самых влиятельных музыкальных изданий в Европе. Основан в 1956 году.