21.11.2014
Выставка «Рюриковичи» в московском «Манеже», продленная до 23 ноября, — это, как сказали бы в Голливуде, своеобразный «приквел» к одной из главных сенсаций прошлого года — выставке «Романовы». Как и тогда, акцент сделан не на музейные предметы (хотя они, к примеру, фелонь преподобного Сергия Радонежского, тоже есть), которые сами по себе посетителю ничего не говорят, а на мощный визуальный ряд: щиты с картинками и информацией, яркие цитаты развешанные по стенам, всевозможные мультимедийные хитрости.
Красивый цифровой мир, куда нас погружают создатели обеих исторических выставок, снова завораживает. Невероятно изысканно сделаны киносюжеты о пути «из варяг в греки», о Крещении Руси, о спасении Москвы от Тамерлана чудесным заступничеством Владимирской иконы Божией Матери. О знаменитых русских победах — Ледовом побоище, Куликовской битве, стоянии на Угре, сражении при Молодях. Здесь внезапно оживают переходящие в 3D формат миниатюры и даже иконы, карты разворачиваются в реальные пейзажи, с высоты птичьего полета мы видим древнерусские города. Потрясает воображение центральный зал выставки, посвященный преподобному Сергию Радонежскому, с огромным мультимедийным куполом. Многие посетители ложатся на пол и любуются на этот купол часами. Выставку обеспечивает сильнейшая группа мультимедийщиков в России, а может быть, даже и в мире. Образ нашей истории с технологической стороны подан ультрасовременно.
О содержании, которое передается совершенством цифровых форм, трудно судить столь же однозначно. Перед создателями выставки «Рюриковичи» стояла гораздо более сложная задача, чем в случае с «Романовыми». Дать целостное осмысление семи векам истории, которые вызывают бесконечные споры и недостаточно хорошо известны.
Решалась эта задача, в общем-то, через следование изречению: «История — это политика опрокинутая в прошлое». Если «Романовы» были жестко заточены против «болотной» оппозиции, то «Рюриковичи» — против майдана.
Сквозь всю выставку чрезвычайно четко проведена антикиевская линия. Понятие «Киевской Руси» по сути демонтируется. Аудитории предложена версия о Южной Руси как о части Хазарии, о возникновении самого Киева в виде хазарской торговой колонии Самват. Русь (для создателей выставки ее истоки расположены на Севере, у Ладоги и Новгорода) завоевывает Самват, превращает его в Киев и выстраивает торговый путь «из варяг в греки». «Отнять Киев у хазар», — так можно прочесть предлагаемый геополитический императив.
«Северная» гипотеза настолько заострена, что у входа посетителя встречают две цитаты. «Славяне не знали ни лукавства, ни злобы, хранили древнюю простоту» (Н. М. Карамзин), «Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам» (Л. Н. Гумилев — количество цитат из него просто зашкаливает). Из сопоставления этих двух изречений невозможно не сделать вывод, что русы — это не славяне. Против такого подхода можно возражать, но нельзя не оценить того изящества, с которым история становится актуальным политическим оружием.
Антимайданные выпады щедро рассыпаны и дальше — мучеников-варягов Феодора и Иоанна убивает «беснующаяся толпа киевлян», Андрей Боголюбский окружает Киев, и не способные выдержать осаду его жители постыдно сдаются.
Целый информационный щит посвящен Галицкой Руси, выведенной как пространство своеволия, жестокости и олигархической смуты. Горделивая Галиция, провозглашая себя евроинтегрированным королевством, теряет и свою династию, и независимость, становясь частью Польши. На мой взгляд, превращать Даниила Галицкого — выдающегося русского полководца — в основателя дивизии «Галичина» и отдавать его украинским нацистам не стоило. Но искусству авторов в заострении материала вновь можно только подивиться.
Несколько излишний, на мой взгляд, уклон авторы сделали в сторону евразийства. На картах воспроизводятся контуры Монгольской империи в границах, которых никогда не было в действительности. Рекламируя «ордынский порядок», экскурсоводы повторяют вымышленную цитату из Чингисхана про несущую блюдо с золотом девушку, которая может пройти нетронутой через всю монгольскую империю.
Зато очень глубоко и интересно подана тема великих битв России. До сознания аудитории доносится мысль, что на Куликово поле пришли владимирцы, суздальцы, москвичи, а вернулись с него русские. Чрезвычайно радует тот факт, что создатели включились в кампанию за повышение значения в нашей исторической памяти великой битвы при Молодях, где русская рать в 1572 году разгромила крымского хана и защитила Москву от уничтожения. Эта судьбоносная битва, по воле случая, не попала в сталинский канон великих русских побед, и до сих пор наши школьники о ней почти ничего не знают. Весьма радует также возвращение в нашу историческую память кроткого царя Федора Иоанновича — его недолгое правление отметилось не менее выдающимися успехами, нежели при Иване Грозном, но стало временем гораздо большей стабильности. Царь-богомолец, давший стране тишину, приращение Поволжьем и Сибирью, учредивший патриаршество, заслуживает не только выдающегося места в нашей истории, но и, на мой взгляд, канонизации Русской православной церковью. Именно Федор Иоаннович достойно замыкает великую эпоху и великую династию.
… С чем-то в содержании выставки «Рюриковичи» можно поспорить с фактами в руках. Но великолепная форма, будоражащая и шокирующая подача материала, заостренная политическая актуальность, которые, не переходя, в целом, границ исторической науки, так резко отличаются от киселя, обычно подаваемого в нашей школе, — все это заслуживает высочайшей признательности. Впечатление, которое выносит человек, посетивший «Рюриковичей» и «Романовых»: у нас была великая история. И есть. И будет.