12.07.2013
Нынче любят утверждать, что определений культуры существует аж двести или даже четыреста. Завидный плюрализм. Только сдается мне, что позволяет он подвести под понятие «культура» все что угодно, включая и агрессивную антикультуру, и массовую культуру, которая и так процветает и в спасении не нуждается.
Убежден, что в интересах российского общества проведение Года культуры должно основываться на понятных и ясно декларированных подходах. Прежде всего, нужно определить, что под культурой (и вообще, и в Год культуры в особенности) понимается не все, что каждый в своих интересах культурой считает, а только высокая культура и настоящее искусство (прежде всего классическое).
Следовательно, и мероприятия Года должны быть посвящены высокой культуре, настоящему искусству и еще, разумеется, культуре народной, фольклору. Все это не означает, что из повестки выводятся молодые современные авторы. Дело не в возрасте, а в том, в русле каких традиций и интенций эти авторы работают. Если их желание — сокрушить классическую культуру или выдать свою художественную самодеятельность за новое и оригинальное слово в искусстве, то им и так вольготно и сытно живется. В Год культуры же все мероприятия должны противостоять массовой культуре, а не поощрять и не подкармливать ее.
Основа любой национальной культуры — язык. В нашем случае — русский. Так что Год культуры в России — это по определению год русского языка. Оригинальная национальная культура и национальный язык — такие же гаранты национального суверенитета и национальной безопасности, как, например, армия.
Однако поддержка и выдвижение на центральное место русского языка не означает, что в Год культуры будут проигнорированы языки остальных народов России. Напротив: чем более значительной будет поддержка русского языка, тем больше можно и нужно поддерживать остальные языки.
Год культуры — это Год классической русской и советской культуры. Хотя бы потому, что никаких достижений мирового масштаба, кроме классической русской культуры (включая советский ее период), мы до сих пор не имеем.
Это и год книжной культуры, в первую очередь в ее классической литературной и философской формах. Кино- и театральные постановки — классические и созданные на основе классических произведений. То же касается и художественных выставок.
Это и год учреждений, где классическая культура сохраняется, живет и воспроизводится (музеи, консерватории, музыкальные и хореографические училища, школы живописи, библиотеки), а также тех, кто на культуру работает (часто за гроши) и ее сохраняет. Это год присутствия высокой культуры в эфире всех федеральных телеканалов, а не только канала «Культура».
Это и год истории нашей культуры. Все самые значительные имена из истории высокой культуры и настоящего искусства России (а у нас их десятки) должны быть подняты на знамена. Да и «иконостас» современных выдающихся деятелей отечественной культуры надо бы пополнить: Гергиев, Григорович, Табаков и пара замечательных балерин — маловато.
Год российской культуры — это, бесспорно, еще и год русской церковной (православной) культуры. Тема отдельная и деликатная, но она не должна быть проигнорирована. Направлений ее развития можно предложить очень много. Только один пример. Мы знаем, что лучшим русским иконописцем всех времен является Андрей Рублев. А кто сегодня лучший иконописец России? Почему бы не определить его именно в Год культуры, сделав потом соответствующий конкурс ежегодным?
Бесспорно, это год многонациональной культуры России. Каждый регион (а не субъект федерации, чтобы не вносить ненужного соревновательного ажиотажа) должен быть представлен в центральных мероприятиях Года: Русский Север; Центральная Россия; казаки; коренные народы Севера; буддисты (Калмыкия, Тыва, Бурятия); Северный Кавказ; Сибирь; Алтай; Татарстан (татары — второй по численности и значительности вклада в русскую историю и культуру народ России).
Это год культуры России и за ее пределами (и не только на постсоветском пространстве). И в частности, тех, кто русскую культуру за пределами России поддерживает и изучает. Это и год исторически безупречной цивилизаторской миссии русской культуры за пределами собственно России.
Это и год общепризнанных шедевров русской культуры, вошедших в мировую сокровищницу; год вклада России в мировую культуру. По этому вкладу Россия стоит в ряду очень малого числа стран, а именно: Италии, Франции, Германии и Великобритании с ее молодым ответвлением США. Всё! Эти страны и Россия — вот то, на чем держится здание европейской культуры и цивилизации, мировой, по сути, тоже.
Наконец, Год культуры — это год поиска ответов на два вопроса. Первый: может ли отечественная культура вернуть себе лидерские позиции в культуре мировой, как это было в конце XIX — начале XX века? И второй: есть ли сегодня в русской культуре нечто такое, что может служить конструктивной и эффективной альтернативой мировой массовой культуре?
Как все это воплотить в мероприятиях и акциях? Намекну. В следующем году, как известно, состоится зимняя Олимпиада в Сочи. Сколько денег и сил на нее подтягивается! И всего-то на две недели. А потом останутся стадионы, дворцы спорта, где люди будут тренировать мышцы. Вот и после Года культуры в стране должны бы остаться вполне зримые площадки, где далее будет существовать и развиваться высокая культура.
Много денег потребуется? Невежество и крушение этических норм и эстетических идеалов обходится стране куда дороже. Ибо постепенно уничтожает Россию, нашу цивилизацию. Так что торг здесь точно неуместен.