На что обиделся Ярмольник

Ольга ТУХАНИНА, публицист

16.09.2014

Четырнадцатого сентября в России прошел единый день голосования. Никаких сенсаций: в большинстве случаев мандаты получили кандидаты от партии власти. Явка при этом во многих местах была низкой, едва переваливая за двадцать процентов. Суровая оппозиция, конечно, трактует это в свою пользу: выборы, дескать, фальшивые, избиратель не верит, поэтому и не идет на участки. Однако низкую явку можно трактовать и совсем в другом ключе: политическая система устоялась, избирателю все равно, кто будет заниматься его насущными проблемами. Он не ожидает ни кардинальных улучшений, ни кардинальных ухудшений. А потому последние теплые дни предпочитает провести на даче.

Однако с результатами выборов пусть разбираются социологи и политологи. На мой взгляд, интереснее отдельные человеческие истории. Скажем, на место в Мосгордуме претендовал актер Леонид Ярмольник. Он выдвигался от партии «Гражданская платформа», известной в обиходе как партия Михаила Прохорова. В результате Леонид Исаакович в законодательный орган столицы пройти не смог и заявил по этому поводу: «Я никогда в жизни больше в выборах участвовать не буду. Потому что большего безобразия и большего бесстыдства я в своей жизни не видел. Я полгода жизни посвятил тому, что я хотел потратить часть жизни, заботясь о людях, слушая их чаяния, надежды. Я три месяца почти по два раза в день встречался с избирателями во дворах. Я знаю, что физически люди, которые приходили, за редким исключением, проголосовали за меня, а победила «Единая Россия».

При этом господин Ярмольник пообещал результаты выборов не оспаривать. Хотя его партия уже требует пересчета голосов на том участке, на котором он выдвигался. Оно и понятно: актер выступил вполне достойно, уступив победителю всего лишь чуть больше процента.

Ситуация любопытная. Обида Ярмольника имеет под собой, казалось бы, все основания. Ему не нужна никакая дополнительная раскрутка, его и так все знают. Само собой, и голосовать избиратели должны были за самого известного кандидата. Ну, по логике вещей. Если же они этого не сделали, то наверняка в действие был приведен тот самый административный ресурс, который мешает избираться оппозиционным кандидатам и проталкивает кандидатов провластных.

Смешно, но наверняка Леонид Исаакович за свою жизнь выслушал тысячи таких историй, рассказанных приблизительно в тех же словах, в каких он сам отзывался о выборах. «Я художественную школу закончила, я тренируюсь по десять часов в день, все соседи в восторге, говорят, я на Джулию Робертс похожа, а в театральный меня не приняли — прокатили. У них там все схвачено, все по блату. Или за взятки, или через постель. Обычному человеку с талантом туда не попасть». В таком роде.

Рискну предположить, что при наличии административного ресурса Леонид Исаакович, скорее всего, в Мосгордуму бы попал. Логика простая. Во-первых, у него же явно есть поклонники в любых коридорах власти. Во-вторых, в отличие от многих своих коллег, господин Ярмольник никогда не производил впечатления человека оголтелого или недоговороспособного, не допускал резких выражений по отношению к ключевым вопросам современной политики. Отчего бы его и не сделать депутатом? Заодно продемонстрировав всем, что во власть могут попасть любые политические силы. Ключевым моментом программы «Гражданской платформы» является культура — вот культурой бы и занимался. А заодно и бездомными животными. Тоже ведь серьезная проблема крупных мегаполисов.

Избиратели решили иначе. Почему? Остается лишь гадать. Потому, к примеру, что в последнее время многие коллеги Леонида Ярмольника отличились вызывающими поступками и заявлениями. Возможно, избиратели не хотят больше давать политическую трибуну деятелям культуры, от которых не знаешь уже, чего ожидать. За последний год мы услышали столько откровенной брани в адрес обычных людей из уст звезд различного уровня, сколько не слышали за предыдущие два десятилетия. Само собой, и отношение ко всему цеху становится скептическим.

Вообще, политические амбиции наших актеров, режиссеров, писателей не совсем понятны. Все эти люди пользовались народной любовью и уважением. О политиках такого не скажешь, не та профессия. Зачем же расшвыривать свой моральный капитал, вставая на ту или иную сторону в политических конфликтах?

Если говорить о самом известном случае перехода из актеров в политики — об истории Рональда Рейгана, то он, прежде чем уйти в политику, расстался с карьерой в кинематографе. Представлял основные партии, будучи сначала демократом, потом республиканцем. Проиграв Форду праймериз в 1976 году, не утверждал, что больше не будет участвовать в выборах. Ибо проигрыш — такая же часть политической карьеры, как и выигрыш.

А если коротко, то для России гораздо важнее сохранить своих лучших актеров, чем получить вместо них капризных недополитиков.