Батька ягодка опять

Стелла ЧИРКОВА, ведущая телеканала «Беларусь 3»

29.08.2014

В то время как некоторые республики бывшего СССР сотрясают «оранжевые» революции, Белоруссия, остающаяся островком благополучия и стабильности, готовится отмечать юбилей Лукашенко. В Гомеле профсоюзные активисты уже собирают деньги на подарок «человеку, который немного выше Бога». Напомним, так назвал белорусского Батьку глава Брестской областной администрации Константин Сумар.

30 августа Александру Григорьевичу — первому и бессменному президенту страны — исполняется 60 лет. Как пишут оппозиционно настроенные издания — пора на заслуженную пенсию, ведь юбилей в этом году у Лукашенко двойной: не только личный, но и, если можно так выразиться, профессиональный — 20 лет на посту. С далекого 1994 года, когда он впервые принял присягу, на геополитической арене сменились десятки игроков. Новый век — новые лидеры, новые лица и имена. Но позиции Батьки остаются крепкими. То, что завистливые западные аналитики называют «режимом Лукашенко», — не что иное, как прочная устоявшаяся система. Даже соседний украинский конфликт пошел на пользу Белоруссии и ее президенту — и председательством в СНГ, и увеличением транзита нефтепродуктов, и даже расширением рынка для белорусских товаров.

А между тем, когда-то, на выборах 1994 года в кандидата Лукашенко с его совхозным прошлым не верил ни один эксперт — но с первого тура он уверенно обошел и активно продвигавшихся в сторону Европы националистов, и действующего главу правительства со всем его аппаратом. Даже недруги вынуждены были признать, что он победил тогда в честной открытой схватке. Лукашенко, бывший секретарем комитета комсомола, а до того инструктором политотдела, Лукашенко, который «с земли» вырос до директора совхоза, набрал 80% голосов во втором туре. Как выразился сам «Григорьич», щедрый на афоризмы: «Народ белорусский рискнул и избрал меня президентом. Это бывает чрезвычайно редко в истории и больше, возможно, не будет».

Время показало — не так уж и редко. Белорусы упорно голосуют за Лукашенко, причем количество отданных за него голосов почти не меняется от выборов к выборам — 75% в 2001 году, 83% в 2006-м и 79% в 2010-м. Каждый раз оппозиционные силы пытаются запустить классический сценарий «цветной революции» в надежде оспорить итоги выборов, но безуспешно. «Майдан» в Белоруссии не проходит. Более-менее убедительная по численности и активности акция 2010 года так и осталась единственной — и без того невнятный протест окончательно ушел в «молчаливые» формы и выродился в кухонное диссидентство без реальных альтернатив. 

Оппозиция жалуется на всемогущий КГБ, вовремя устраняющий неугодных, на страшные подземные тюрьмы, где якобы убивают тысячи несогласных. Социологи кивают на особый белорусский менталитет, не позволяющий людям отстаивать свои права. Политологи критикуют слабость альтернативных кандидатов, которые не в состоянии написать внятные программы и хоть ненадолго объединиться даже ради великой цели — смены «диктатора». 

Все эти причины иммунитета к «оранжевой заразе», разумеется, тоже любопытны, но главный секрет устойчивости Лукашенко — созданный им «советский капитализм». Для тех, кто еще помнит преимущества советской системы экономики, Лукашенко объективно лучше оппозиционеров, кивающих в сторону пошатнувшегося Евросоюза. Для тех, кто успел на всю жизнь испугаться «лихих 90-х», а потом и не менее щедрых на потрясения «нулевых», режим Лукашенко — синоним защищенности и стабильности. Единственный за все годы его правления теракт в минском метро на фоне башен-близнецов, взрывов в России, не говоря уже о нынешних украинских событиях, смотрится, действительно, случайностью. 

Народную любовь Батьке снискали многочисленные социальные программы: пенсии, пособия, льготное жилье, поддержка бесплатной медицины, образования, сельского хозяйства. Мировой экономический кризис не сильно сказался на рядовых семейных бюджетах, по данным опросов, за последние годы доход у многих даже вырос. Белоруссия — страна транзитная, и с российской поддержкой Александр Григорьевич легко превратил ее в «нефтяные эмираты». А многочисленные российские кредиты на выгодных условиях окончательно довершают благостную картину общей финансовой устойчивости. И вот за эту устойчивость люди и голосуют уже который раз, несмотря на отдельные перегибы. 

Белорусы посмеиваются над десятками ледовых дворцов и спортивных арен, поставленных в крошечных городках, где не хватит населения занять трибуны, критикуют увлечение Батьки сельским хозяйством и колхозами, расстраиваются, что Лукашенко не говорит на красивом и литературном белорусском языке — но рейтинги показывают, что другого президента народу пока не нужно. До следующих выборов остается более года, пропаганда пока молчит, административный ресурс еще не задействован — но более 40% граждан уже готовы снова голосовать за Лукашенко. Эксперты ждут, что их число будет расти по мере роста доходов населения. А рост ожидается. Ведь в 2015 году Владимир Путин должен создать работающую модель Евразийского экономического союза. И кто, как не главный (а в некоторых вопросах и единственный) союзник России, извлечет из этого максимальную выгоду?