Тяжкий крест митрополита Онуфрия

Владислава ФИЛЯНОВА, начальник сектора исследования межнациональных и религиозных проблем Российского института стратегических исследований

13.08.2014

Собор епископов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) избрал нового предстоятеля. Место скончавшегося 5 июля Блаженнейшего митрополита Владимира занял митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Как это избрание отразится на ситуации в стране, на отношениях с Россией?

Паства УПЦ МП составляет от 8 до 12 миллионов человек, с такой силой не считаться нельзя. Настроения основной ее части, как и ушедшего из жизни митрополита Владимира, были в значительной степени пророссийскими. УПЦ МП не собирала средств на убийство людей в Донецкой и Луганской областях, на вооружение нацгвардии. Все остальные религиозные организации активно в этом участвовали.

Для России тот факт, что главой УПЦ МП стал митрополит Онуфрий, безусловно, плюс. Ожидается, что он будет придерживаться позиции единства с РПЦ. Этот человек пользуется уважением мирян. Однако в последнее время в УПЦ МП сформировалось автокефальное лобби — группа молодых иерархов, которые выступают за создание Украинской поместной церкви. Во главе этих процессов стоит митрополит Александр Драбинко. Он был секретарем митрополита Владимира и в период его болезни сосредоточил в своих руках большую власть. Его поддерживал и бизнес, заинтересованный в отдалении от Москвы. Ближайший его соратник — протоиерей Георгий Коваленко, отвечающий за взаимодействие УПЦ МП со СМИ. К ним примыкает ряд светских мирян и богословов. Как только начались события на майдане, все они активно продвигали идею автокефалии. Их цель — соединиться с так называемым Киевским патриархатом, который возглавляет раскольник и лжепатриарх Филарет Денисенко, отколовшийся от Москвы еще в начале 90-х. В 1990 году он был одним из кандидатов в Патриархи РПЦ. Но Поместный собор тогда избрал предстоятелем Алексия II. Как говорят, Филарет затаил обиду, ушел в раскол и увел с собой часть паствы, провозгласив себя предстоятелем Киевского патриархата. С ними в союзе действует Автокефальная церковь — небольшой «осколок», возникший после революции февраля 1917 года.

Против УПЦ МП в украинских СМИ шла и идет настоящая информационная война, где объединились все: и униаты, греко-католики, находящиеся в юрисдикции Ватикана, и раскольники, и украинские либералы, ненавидящие русское православие. С апреля, с начала так называемой антитеррористической операции, в СМИ идет шельмование УПЦ МП. Ее обвиняют в отсутствии патриотизма, в том, что она окормляет «террористов» и представляет угрозу для национальной безопасности. Запускалась ложь, например, о том, что в Святогорской лавре прячутся «террористы» и т. д. Когда это не подтвердилось, никто не взял свои слова обратно и извинения за обман общества не попросил.

Увеличивается число петиций — в основном от представителей националистической интеллигенции — в Верховную раду, областные рады с просьбами передать церковную собственность из ведения УПЦ МП более «патриотическим церквям». Часто за этими инициативами стоят раскольники. Были попытки захвата даже Киево-Печерской лавры.

На местах используются «мягкие формы», когда приходы вынуждают служить в одном храме вместе с униатами или с Киевским патриархатом. Тактика такая — прийти несколько раз послужить, а потом захватить храм. Разработаны рейдерские схемы, когда некие люди, которые представляются прихожанами, пытаются перерегистрировать устав храма и сменить юрисдикцию. Это вполне возможно, поскольку и ранее на Украине было принято целыми общинами переходить из УПЦ в Киевский патриархат и обратно — при желании священника и прихода, лишь на основании регистрации в ведомстве по религиозным вопросам. Подписи прихожан подделываются. Сегодня Украинская православная церковь Московского патриархата — церковь страждущая. Продолжаются нападения на священников, вызовы в СБУ, угрозы, запугивание, физические расправы, есть сожженные храмы. Агрессия идет со стороны язычников, радикалов, «Правого сектора».

Священнослужители УПЦ МП не стали благословлять украинских военных на убийство своих соотечественников на юго-востоке. А для униатов и Киевского патриархата это не проблема. Они еще и похвалят, если бойцы кого-то убьют. Растет число униатских капелланов. Ни один блокпост не обходится без розариев, четок. Московские католики большое число молитвенников и розариев передали на окормление нацгвардии. В батальонах, которые создаются из отборных фашистских и националистических сил и финансируются Коломойским, — таких как, например, «Азов», есть и неоязычники, и униатская «Гвардия Иисуса Христа». Отбор в эти батальоны очень жесткий — по принципу фанатической преданности националистическим и фашистским идеям.

И все же, несмотря на воинственный настрой в значительной части украинского общества, УПЦ МП может взять на себя роль миротворца. Люди не могут не видеть, что это единственная сила, которая не запятнала себя в убийствах на юго-востоке. Она направляла гуманитарную помощь в Славянск и другие города. Духовенство молится о мире. Новый предстоятель взял на себя тяжкий крест — главы Церкви в час гражданской войны и гонений.