Авария в мозгах — погибшие в метро

Владимир ПЕРЕКРЕСТ, обозреватель «Культуры»

15.07.2014

Страшная авария произошла в Москве. Утром 15 июля на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» с рельсов сошло несколько вагонов. Двадцать один человек погиб, более 130 госпитализированы, как минимум треть из них в тяжелом состоянии. Так что, как ни прискорбно, список жертв может стать еще больше. Многие не хотят верить, что это техногенная катастрофа, считают, что чья-то злая воля, теракт. Следственный комитет исключил подобную версию. И все же это, действительно, теракт — который мы устроили себе сами. Отсутствием ума, контроля, элементарной осторожности, а главное, вопиющим неуважением к праву на жизнь и наивной верой в «авось пронесет».

Для серьезных специалистов (не тех, чьими предками были страусы) трагедия в метро не стала неожиданностью. В 2013-м году чрезвычайные ситуации там следовали одна за другой. В июне их было пять, в сентябре — восемь. Люди стали избегать подземки. Ситуацию даже рассматривали на заседании Общественной палаты, однако глава столичного метрополитена Иван Беседин успокоил: аварии — череда случайностей. И заверил, что главное достижение московского метрополитена — это гарантия безопасности перевозки людей. На том вопрос закрыли.

«Культура» тогда провела собственное журналистское расследование состояния дел в метрополитене. Выяснилось, что ситуация аховая. Вот уже много лет метро работает в запредельном режиме. По оценкам специалистов, Москва вышла на первое место в мире по числу перевозимых этим видом транспорта пассажиров, обойдя Токио: 10,5 млн. человек в день по сравнению с 9 млн. в столице Японии.

Сквозная проблема московского метро — устаревшее оборудование, не готовое к таким колоссальным нагрузкам и изношенное под влиянием этих самых нагрузок и времени. Все системы закладывались десятилетия назад, когда пассажиропоток был значительно меньше — изначально метро проектировалось под объем перевозок в 3 млн. пассажиров в день.

В прошлом году слабым звеном оказались электросистемы. В основном чрезвычайные ситуации возникали из-за возгораний проводки, задымлений, коротких замыканий… Оказалось, что, как некоторые умельцы вместо предохранителей, отсекающих подачу электричества при пиковых нагрузках, устанавливают в квартирах «жучки», чтобы несмотря на перегрузку все продолжало работать (такая «изобретательность» оканчивается зачастую пожарами), так и в метрополитене применяют нечто подобное — это называется «установка завышенного значения тока отсечки автоматов защиты». Неумолимые законы физики мстили возгораниями. Крайними оказывались пассажиры. В связи с обилием аварийных ситуаций по метро прокатилась серия проверок по линии МЧС и Мосгорпрокуратуры — преимущественно они касались электросистем, неполадки в которых становились причинами чрезвычайных ситуаций.

В аварии на «Славянском бульваре» виной, скорее всего, стало состояние путей. Первое, что приходит в голову — посторонний предмет на рельсах. Однако сотрудники метрополитена уверяют, что в ночь на вторник, как положено, был произведен обязательный осмотр, и посторонних предметов там быть не могло. Следственный комитет, по заявлению его официального представителя, также рассматривает версии, связанные с состоянием путей. Это проседание полотна (на параллельном участке ведутся работы), возможная неисправность вагона (скорее всего, имеется в виду износ колесной пары). Еще версия — из-за внезапного падения напряжения стрелка самопроизвольно переключилась и пустила поезд под откос.

То есть речь идет об инженерно-расчетных ошибках, фактически безответственности. Почему, затевая работы, не проверить состояние грунта и путей на соседних участках? Почему стрелка при отключении энергии должна сводить поезд с рельсов — что, никому не пришло в голову сымитировать такую ситуацию на стадии испытаний? Почему не контролировался износ колесных пар — приборы, позволяющие ловить микроны, давно существуют. Но существуют ли инженерные мозги и элементарное чувство долга — это большой вопрос.

Авария в метро высветила еще одну проблему — техническую, но, по сути, тоже человеческую, когда те, кому положено, не додумали. Многие пассажиры получили травмы, в том числе и смертельные, ударившись о металлические поручни и сиденья или оказавшись зажатыми между этими жестко закрепленными деталями и телами других пассажиров. Между тем известно, что чрезмерная жесткость таит опасность не только в человеческой жизни, но и в технике. В автомобилестроении, например, при изготовлении кузовных деталей давно отказались от использования толстых и прочных стальных листов, устанавливают достаточно тонкие. Причина не только в экономии — сминаясь, капот или бампер вбирает в себя энергию удара, гасит ее, сохраняя здоровье, а порой и жизнь пассажира. Лопасти вертолета должны иметь определенную гибкость, подстраиваясь под воздушные потоки — жесткая конструкция, доказано, ведет к их разрушению.

Впрочем, жесткость жесткости рознь. В интернете есть шокирующие снимки одного из пострадавших в аварии вагонов, он не такого типа, как другие, и в отличие от соседних, более или менее уцелевших, его сплющило, как консервную банку под каблуком. Возможно, его конструкторы слепо скопировали «автомобильный» принцип использования не жестких конструкций, не понимая, что вагон должен как раз не гасить энергию, а защищать пассажира.

Когда-то вагоны метро изготавливали из материалов, которые выгорали в течение минуты, а выделяющиеся продукты горения сводили шансы пассажиров выжить к нулю. Понимание необходимости их замены было оплачено человеческими жизнями — впрок, как водится, никто не думал.

Сейчас снова такая же ситуация. Наверняка будут разборы полетов, и найдутся хорошие технические решения. Но почему для этого должны гибнуть люди, почему не моделируются аварийные ситуации и не ведутся профилактические работы? В не самом бедном городе не самой бедной страны. Поразительно. Но, наверное, дело не только в деньгах. Давно исчезла из жизни — а еще раньше из искусства, в значительной степени моделирующего, особенно в юном возрасте, представления о жизни, — романтика интеллектуального поиска. Какой там расчет жесткости, если даже для сложения двузначных чисел студенты пользуются калькулятором.

Недавно мы были шокированы провальными результатами экзамена по русскому языку. Думаю, и тот провал, и нынешняя авария в метро — звенья одной цепи. Двоечники наступают, страна несет потери.