Кислотный балет

Елена ФЕДОРЕНКО, обозреватель «Культуры»

25.01.2013

ПО ФАКТУ нападения на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина проверяются версии, ведутся опросы. Ищут исполнителя и, что всегда важнее, — заказчика. Ежедневно СМИ информируют о состоянии здоровья Филина, который едва не лишился зрения. Проведено три операции, результаты обнадеживают.

В балетных кругах ни у кого нет сомнений в том, что покушение связано с профессиональной деятельностью худрука. Основания тому — вся новейшая история Большого театра.

В балете всегда были скандалы и интриги: гадкие письма в букетах, срезанные с парадных костюмов стразы, пропажа реквизита прямо перед выходом на сцену. К этому добавились вполне фантастические рассказы о выходе на сцену в пуантах с подрезанными лентами, куда невидимые «доброжелатели» заранее насыпали битого стекла. Хотя такой подвох не заметить нельзя — пуанты надевают заранее и почти ритуально, а затем балерина разогревается, вскакивая на кончики пальцев. Что касается оторвавшихся прямо во время фуэте или больших пируэтов ленточек, — попробуйте найти артиста, который не проверит их перед выходом на сцену. Все это может разве что сильно подействовать на нервы, но не причинит вреда здоровью.

Сергею Филину на нервы действовали серьезнее: вскрыли электронную почту, сделав ее всеобщим достоянием, звонили с угрозами, прокалывали шины автомобиля, и вот — перешли к уголовным действиям.

В Большом неприятности начались давно. Тяжелая закулисная атмосфера побудила молодых звезд Наталью Осипову и Ивана Васильева искать лучшей доли на стороне. Волной покатились финансовые обличения, связанные с реконструкцией исторической сцены и концертом, приуроченным к ее открытию. Не забудем эксцесс с письмом деятелей культуры вокруг переназначения Анатолия Иксанова на должность гендиректора — когда ряд столичных худруков предложили кандидатуру Николая Цискаридзе (некоторые затем поспешили от письма откреститься).

Сюда легко подверстать и слив более чем сомнительной информации: два года назад на должность худрука балетной труппы рассматривалась кандидатура Геннадия Янина, но буквально за несколько дней до назначения в Сеть попали компрометирующие его фотографии. Будто кем-то поставлена цель — лишить людей профессионального будущего, поставить крест на их карьере. В этом смысле «случай Янина» и «дело Филина» — хоть и разные, но звенья одной цепи.

Кажется, страшный сериал достиг кульминации. Такого еще не было. Испачканный костюм или испорченная балетная амуниция могут выбить творческого человека из колеи и даже посеять панику. Но это — не серная кислота в лицо. Пора искать причину, а не охать и ахать, повторяя глупости про стекла в туфлях и подрезанные ленты на пуантах. Настало время квалифицированного разбора всех факторов существования балетной труппы: творческих, организационных, финансовых. От составления репертуара, штатного расписания, определения участников гастролей до моделей оплаты труда. Тут правоохранительные органы бессильны, зато обладают всеми полномочиями дирекция театра и Минкультуры России. Совместно им надлежит ответить на вопрос: почему гремят скандалы в Большом и за что все-таки идет борьба — за должность руководителя балетного подразделения или, берите выше, гендиректора? Вне этой дилеммы трудно провести системный анализ ситуации.

Работу главного театра страны хотят сорвать, но пока — тщетно. Балетную труппу временно (до выздоровления Сергея Филина) возглавила народная артистка России Галина Степаненко (в Большом — с 1990 года). Решение принимали коллегиально гендиректор Анатолий Иксанов и сам Сергей Филин, кандидатура получила одобрение со стороны министра культуры РФ Владимира Мединского и попечительского совета Большого театра. Назначение Степаненко — единомышленницы и партнерши Филина — подтверждение тому, что руководящая команда театра не меняется и намеченная на сезон программа остается прежней.

В ближайших планах — спектакли двух знаменитых западных хореографов Матса Эка и Уэйна Макгрегора, уникальный фестиваль спектакля «Весна священная» с приглашением иностранных трупп, премьера балета «Онегин» Джона Крэнко и запуск эксклюзивной постановки французского хореографа Жана-Кристофа Майо. Не забудем и трудоемкий план по возвращению спектаклей на историческую сцену, и тяжелейший каждодневный процесс координации занятости артистов.

Когда в России с чем-то плохо, и даже очень, зовут женщину. Дошла очередь до Большого балета. На представлении Галины Степаненко балетный люд улыбался и ликовал. Жизнь продолжается. Правда, под чудовищным дамокловым мечом.

Меж тем накануне выхода этого номера «Культуры» прошли обыски в кабинете гендиректора Михайловского театра Петербурга Владимира Кехмана. Скандалы в мире классического искусства не утихают.