«Благодаря претензиям к «Маше и Медведю» мы понимаем, какой видится Россия на Западе»

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, председатель комитета Государственной думы по культуре

20.11.2018

20 ноября глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская выступила на пленарном заседании. Депутат рассказала о претензиях британских экспертов к российскому мультфильму «Маша и Медведь» и о том, почему он по-настоящему является проявлением «мягкой силы» России.

Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги, друзья. Знаете, есть такой афоризм, приписываемый Альберту Эйнштейну: «Две вещи бесконечны — Вселенная и человеческая глупость. Правда, относительно первой я не уверен». Если первое положение по-прежнему остается теорией, то для второго регулярно находятся новые доказательства.

На днях нас порадовали британские эксперты (видимо, вскоре это станет таким же мемом, как «британские ученые»), сообщившие, что российский мультсериал «Маша и Медведь» подрывает основы безопасности Соединенного королевства.

Как мы должны на это реагировать? Думаю, с благодарностью. В самое унылое время года, когда лето давно уже закончилось, а Новый год еще и не думал начинаться, бдительные искусствоведы в штатском с берегов Туманного Альбиона развеселили нам всю страну. Сограждане наперебой размахивают дубинами народной войны вроде «Фиксиков», «Смешариков», «Барбоскиных». И обещают показать нашим западным друзьям и партнерам — нет, не кузькину мать, а Домовенка Кузю. А потом выйдет «Ежик из тумана», вынет ножик из кармана... И сколько еще у нас припасено такого секретного оружия!..

Британцы на глазах теряют не только свою прославленную железную логику, но и простой человеческий здравый смысл. «Это мягкая сила! — возмущаются тамошние «эксперты». — Пропаганда Москвы!»

Ну да, мягкая сила. И что? Точно так же, как вся наша богатейшая культура — от духовных вершин Пушкина и Толстого до комедий Рязанова и Гайдая. От Чайковского и Левитана до детских мультфильмов.

Точно так же, как остаются мягкой, но чрезвычайно могучей силой Шекспир и Диккенс, «битлы» и Queen, мистер Бин и Бриджит Джонс. Мы всегда помним, что не только русская культура является частью мировой, но и мировая культура естественным образом включена в отечественную. Быть может, это гораздо важнее. Надо уметь отделять искусство от политики. Надо уметь любить талантливое и восхищаться талантливым — вне зависимости от его национальной принадлежности.

Что касается «пропаганды Москвы», — да, в каком-то смысле пропаганда. Причем именно Москвы — было бы странно, если бы мы здесь занимались лондонской пропагандой. Успех «Маши и Медведя» — их успех в том числе — свидетельствует, что и в ХХI веке в российской культуре по-прежнему возникают явления, которые способны заинтересовать людей по всему миру. Мы гордимся этим и не видим смысла скрывать.

Честно скажу, я не являюсь особой поклонницей этого сериала, снимающегося, кстати, на коммерческой основе, без государственных вложений. На мой вкус, вершиной постсоветской анимации является цикл полнометражных фильмов про трех богатырей. Наверное, поэтому продюсер Сергей Михайлович Сельянов стал частым и желанным гостем на мероприятиях комитета по культуре... Однако, каковы бы ни были наши личные предпочтения, факты — упрямая вещь. Вот статистика: «Маша и Медведь» входит в пятерку самых узнаваемых мультфильмов в Европе. Этих персонажей знают 88 процентов итальянских детей, почти половина немецких. У англоязычного канала «Маши и Медведя» четыре миллиона постоянных подписчиков. И все они, по мнению испуганных джентльменов из газеты Times, попали под дурное влияние девочки, которая меняет платочек то на кокошник, то на фуражку пограничника, а также, цитирую страшилки Times, «ведет себя по-путински» и «слишком много на себя берет». По-путински, на мой взгляд, ведет себя в мультике, скорее, Медведь — очень сильный и оооочень терпеливый. А брать на себя много — это вообще в русском характере. Не знаю, где была бы сегодня Европа, если бы в свое время русские не взвалили на себя неподъемно много. И все вынесли.

Благодаря претензиям к «Маше и Медведю» мы понимаем, какой видится Россия на Западе. Обаятельной и смышленой, решительной и хозяйственной, любознательной и неутомимой. Современной, эмансипированной и при этом глубоко укорененной в традиции. А главное — приручившей очень серьезную силу. Эта сила любовно помогает нам преодолевать ошибки, учит уму-разуму, защищает и хранит... Каждый из нас называет эту силу по-своему. Но, мне кажется, именно ее явное покровительство России так злит наших западных партнеров. А «Маша и медведь» — это только повод. И сердиться из-за него нам не стоит. Как говорит Маша, не царское это дело.