Взяточниками не рождаются

Сергей МАРКОВ, политолог

06.04.2017

Арестован глава Удмуртии Александр Соловьев. Экс-губернатор обвиняется в получении взятки в особо крупном размере. В центре внимания следствия и общественности вновь оказались скандалы вокруг строительства мостов через реки Кама и Буй. Многие помнят вопиющий осенний эпизод, когда объекты не были сданы к приезду Владимира Путина. При этом рабочие на стройке жаловались на невыплату заработной платы. И вот закономерный результат — утрата доверия, обвинения в мздоимстве, арест. Скандальная и знаковая история. 

Опять страна взволнована проблемой коррупции, которая носит системный характер. Есть информация, что Александр Соловьев с самого начала вступления в должность занимался незаконными вещами. Возникает вопрос: почему он столько времени, с 2014 года, руководил регионом? 

Впрочем, в нашем обществе уже есть признанные символы коррупции. В их числе Евгения Васильева. И так совпало, что в эти же дни пришла новость, что бывшей сотруднице Минобороны возвратили миллионы; сразу складывается впечатление, что она не понесла серьезного наказания. Несколько лет назад центральное телевидение очень убедительно рассказывало о ее ужасных коррупционных схемах — население поверило власти, что эти преступления пресекаются. Поверило тогда. И сомневается сейчас, когда видит, что Васильева не наказана по строгости закона, а пользуется своими «накоплениями». И эффект безнаказанности Васильевой будет затмевать эффект ареста малоизвестных губернаторов. Об этом надо подумать. 

Плюс должен быть более объемный подход к вопросу. Недостаточно сажать коррупционеров. Главное — дать возможность работать честным людям. Подавляющее большинство чиновников не хотело бы участвовать в «серых» схемах. Но не все имеют такой шанс. Во многих местах коррупционеры доминируют и заставляют уподобляться себе окружающих. Складывается система, когда порядочные граждане выбрасываются на обочину. Вороватые же, видя их мытарства, воспринимают такую модель поведения как недостаток для карьеры. И люди перестают верить в серьезность борьбы с коррупцией. Из этой запущенной ситуации следует искать выход. 

Еще одна проблема, о которой стоит сказать: нечистые на руку соотечественники привыкли демонстрировать богатство и роскошный образ жизни. Они ничего не скрывают, а даже бравируют, выставляют напоказ. В крупных городах достаточно пройтись по автомобильным стоянкам, которые забиты дорогущими иномарками. А их владельцы — госслужащие с невысокими зарплатами. Особенно, по моим наблюдениям, это касается полиции или правоохранительных структур, чьи сотрудники покупают машины, явно несоответствующие уровню их официальных доходов. И даже не пытаются таиться! Настолько убеждены, что им все позволено. Это порождает у рядового труженика чувство бессилия перед огромной коррупционной армией. 

Главное для власти — не только наказать жуликов, но помочь обществу выдержать давление преступных элементов. А это сложно. У нас на слуху имена бывшего сахалинского губернатора Хорошавина и экс-руководителя Коми Гайзера. В этот ряд вписался теперь и отстраненный от должности глава Удмуртии. 

Все эти хорошавины и гайзеры, повторюсь, повыкидывали из региональной власти нормальных чиновников, блокировали их. Получается, что сегодня честный человек — это клеймо, которое мешает получить хорошее рабочее место, трудиться на благо страны. 

Сейчас Республику Удмуртия возглавил Александр Бречалов, один из сопредседателей Общероссийского народного фронта. И в этом качестве он является антикоррупционной фигурой. Хочется пожелать ему успеха на новом посту. Если он сможет проявить управленческие качества, у него определенно просматривается достойное будущее. Удмуртия ведь имеет свою специфику — там сильный военно-промышленный комплекс. И впереди большой фронт работы. Важно также вернуть доверие людей к региональной власти. 

Напомню еще раз два знаковых момента в деятельности предыдущего губернатора-взяточника. Он не сдал мосты к приезду Владимира Путина. Когда человек не справляется со своими обязанностями, подставляет лидера страны, это уже очень плохо. Вдобавок были невыплаты рабочим — повод для социального напряжения. И не случайно Александр Бречалов начал с заявления, что важнейшая задача — это выполнение майских указов президента, которые имеют ярко выраженный социальный характер, ориентированы на людей труда. 

Думается, арест Соловьева — не последняя громкая акция. У общества есть запрос на разоблачение коррупционеров. При этом народ у нас не кровожадный, поскольку, с одной стороны, все говорят о коррупции, а с другой — люди в большинстве своем не представляют, что может быть альтернативой. Поэтому если провести опрос, какая борьба важнее — с бедностью, за уровень доходов или с коррупцией, население в массе своей проголосует за пункт номер один.

К сожалению, многие из нас сами участвуют в коррупционных схемах, например, дают «на лапу» гаишникам. Малый и средний бизнес, конкурируя друг с другом, наперегонки пытается каждый в свою пользу коррумпировать бюрократические структуры. И это снижает потенциал борьбы государства с высокопоставленными взяточниками. 

Вместе с тем мы видим, что оппозиция пытается перехватить инициативу. И последний арест с неизбежностью будет рассматриваться как ответ власти на жесткую постановку внесистемными либералами темы коррупции. Только сейчас в какой-то мере это не общественное требование. Не стоит слишком азартно следовать в фарватере той повестки дня, которую навязывают радикалы. Бороться с коррупцией надо, но не в качестве отчета перед Навальным.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции