Шойгу — не премьер. Министр

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»

07.11.2013

На днях Госдума подвела итоги первого года деятельности Сергея Шойгу на посту министра обороны. Его назначение на эту должность было признано едва ли не самым удачным кадровым решением президента Владимира Путина. Новому министру удалось поднять престиж российской армии и решить многие проблемы. Мнение депутатов совпало с мнением народа, что бывает не так уж и часто. Прочь былые заслуги в МЧС — Шойгу настолько удачно вписался в кресло военного министра, будто сидел там испокон века. Поэтому недавнее и весьма неожиданное заявление председателя комитета по обороне Совета Федерации Виктора Озерова о необходимости повышения — не в звании, а в статусе — Сергея Шойгу наделало немало шума. В первую очередь в средствах массовой информации. Однако предложение Озерова, обращенное к президенту, о необходимости двинуть Шойгу в первые вице-премьеры, не получило сенсационного развития. Ну, мало ли что мог сказать представитель верхней палаты — может, просто выразил личное мнение...

Не помню случая в современной российской, да и более ранней — советской — истории, чтобы министр обороны претендовал на должность премьера или даже первого вице-премьера. Вспомним, как управлял сельским хозяйством страны вице-президент России генерал Александр Руцкой. Эту отрасль он мог представить себе в лучшем случае с позиций специалиста в области сельхозавиации. И даже относительно успешный опыт управления Московской областью генералом Борисом Громовым — скорее, исключение из правил. В гражданской сфере бывшие военачальники могут проявить себя в качестве полномочных представителей президента в регионах, их умение командовать и добиваться исполнения приказа (распоряжения, указания) неоспоримо. 

Так что назначение Сергея Шойгу на должность первого вице-премьера стало бы прецедентным, но с практической точки зрения ничем не обоснованным. В правительстве есть первый вице-премьер — Игорь Шувалов. И в напарнике он наверняка не нуждается. Куратор «оборонки» вице-премьер Дмитрий Рогозин отвечает за военно-промышленный комплекс, и ему на этом направлении не требуется ни дублер, ни руководитель. Да и самому Сергею Шойгу как министру обороны более высокая должность в правительстве не нужна — он и так обладает достаточными полномочиями в сфере обеспечения безопасности государства, а в случае непредвиденных обстоятельств (вооруженного конфликта на территории страны или за ее пределами) автоматически получит под свое начало весь силовой блок.

Сейчас рейтинг Сергея Шойгу превосходит даже его прежние результаты в МЧС. Сказывается не только более выигрышная позиция на фоне скандалов с экс-министром Анатолием Сердюковым. За год руководства армией Сергей Кужугетович показал и российскому обществу, и зарубежью, что вооруженные силы страны находятся в хорошем состоянии, их боеготовность неуклонно повышается. Свидетельства тому — последние крупные маневры «Восток-2013» и «Запад-2013», выставки вооружений и боевой техники в Нижнем Тагиле и на авиасалоне МАКС в Жуковском. Президент Путин уделяет армии и ее министру более чем пристальное внимание, присутствует практически на всех учениях, да и характер личных отношений — например, совместная рыбалка, — говорит о том, что глава государства доверяет Шойгу. Вероятно, именно эти обстоятельства и дали кому-то повод творчески развить вероятный карьерный рост министра. Подразумевая, что пост первого вице-премьера — прямая дорога в премьеры, а там и до «преемника» недалеко.

Могу сказать, что такой ход мысли — предмет больного воображения, не более того. Ни один здравомыслящий человек, который разбирается в системе формирования вертикали власти, подобный сценарий и представить себе не может. Даже если бы такое решение готовилось, то об этом бы уж точно никто не знал. Исходя из опыта последних 12–13 лет можно с уверенностью сказать, что любые кадровые решения на высшем уровне в нашей стране становятся общеизвестны лишь постфактум. Никто и никогда «пазловых ходов» Владимира Путина предсказать не мог, поэтому и обсуждать их не имеет смысла — возможен любой вариант развития событий.

Впрочем, не исключено, что муссирование темы возможного вице-премьерства Сергея Шойгу преследует некие провокационные цели. Например, попытку сформировать негативное отношение к нему со стороны того же Дмитрия Рогозина, который мог бы усмотреть в таком назначении ущемление своих полномочий. Или Игоря Шувалова, круг обязанностей которого определен более чем четко. Вероятно, что и в самой армии это могло бы породить некие брожения, связанные с перспективой назначения нового министра обороны. Вот только сам министр обороны о своем «повышении» пока не знает. Ему и на своем посту есть чем заняться.