ДНК-анализ доказал престижность боевых топоров у племен каменного века

08.06.2020

Фото: Neolitica.ru

Об этом говорится в опубликованном исследовании археологов Стокгольмского университета.

Междисциплинарное генетическое и археологическое исследование проясняет межкультурные взаимодействие, влияние которых обнаружили ученые в могилах жителей каменного века.

История Швеции начинается с таяния северных полярных льдов примерно в 12000 г. до н.э., благодаря которому группы охотников начали заселять регион. На протяжении всего каменного века жители региона создавали каменные орудия, оружие для охоты и рыбной ловли, сохранявшееся в их могилах.

В течение среднего каменного века в Швеции находилось как минимум три разные культурные группы. Одной из них была культура боевых топоров, племена которой занимались скотоводством и земледелием, другой – местная ветвь ямной культуры, третья группа в основном занималась земледелием и рыболовством. Все три группы различались по образу жизни, генетике, погребальным традициям и ритуалам.

Как выяснили ученые, некоторые из ямных гробниц носили следы влияния культуры боевых топоров, хотя племена – носители этих культур жили совершенно обособленно в течение столетий. Эксперты проанализировали образцы ДНК 25 человек каменного века, останки которых были найдены в четырех могильниках в Готланде.

Полуостров Готланд был местом для масштабных захоронений каменного века. В погребениях ямной культуры, как правило, людей хоронили лежащими на спине, с охотничьими орудиями и костями тюленей. Однако в некоторых из них люди были похоронены лежащими на боку и с каменными сверлеными топорами, захоронения такого типа являются основным признаком культуры боевых топоров.

Проанализировав ДНК погребенных в захоронениях обоих типов, исследователи с удивлением обнаружили, что все они относились к очень однородной генетической группе, сходной с племенами охотников-собирателей из более ранних периодов. Ни один из погребенных не был генетически родственен культуре боевых топоров.

Как полагают ученые, это говорит о том, что люди местной земледельческой культуры находились под влиянием культуры боевых топоров, не будучи их родственниками. Вероятно, контакт между этими культурами происходил в форме торговли, но не путем межкультурных браков или миграции. Таким образом, погребения земледельцев по образцу культуры боевых топоров может говорить о своеобразном престиже этой культуры и ее главного атрибута – каменного сверленого топора – во времена каменного века.