13.03.2015
Ливадия — сосредоточие крымского волшебства, одно из символических мест Крыма и нашей истории. Сталин выбрал это место для разговора о новом мироустройстве не случайно, как бы предлагая лидерам сверхдержав нащупать хрупкий «царский» путь, по которому следует идти в будущее после тяжелой войны. Это место с 1861 года было курортной резиденцией семьи Романовых. Одна из троп вокруг дворца называлась царской.
Царский путь, золотая середина власти, имеет смысл, когда он непрерывен. И мне трудно поверить, что здесь среди нас нет духа Романовых, когда я стою в Крестовоздвиженском храме у входа в Большой дворец — домовой церкви российских самодержцев.
Значительная часть его прихожан — дети, ученики здешней воскресной школы. Одна из икон — Святых царственных мучеников. А когда-то царской семье приносили тут удивительные иконы и дары. Например, от грузинских царей — Александру II: образ Иверской Божией Матери греческого письма X века, присланный императором Маврикием, частицы Животворящего Древа, собранные в XII веке царицей Тамарой в золотой ковчег с мощами св. равноапостольной Нины, отвоеванные царем Ираклием у хана Ага Магомета в XVIII веке. В Ливадийской церкви отец Иоанн Кронштадтский принимал у Николая II присягу на верность российскому престолу. Здесь принцесса Алиса была миропомазана и получила имя Александры Федоровны...
Неожиданно Ливадийский дворец стал не только географическим пунктом, где расположена ближайшая к Ялте архитектурная изюминка южного берега, но и «островком», где уместно — впервые за много лет — установить памятник Сталину, и — конечно! — всероссийской здравницей. Между прочим, созданная еще Лениным лечебница для советских трудящихся — всего-навсего продолжение романовской традиции. Медицинский корпус был учрежден и досконально оснащен императрицей во время Первой мировой войны, вплоть до 1915 года велись строительные работы по оснащению госпиталя.
Ливадия теперь — точка на карте Крыма, тесно связанная с чувством возвращения, не меньше, чем площадь Нахимова в Севастополе, где «расцветала» «Крымская весна».
«Местность живо напомнила мне Сьерра-Неваду. Высокие суровые горы стеной замыкают бухту, их склоны щетинятся соснами, прорезаны глубокими ущельями, то здесь, то там вздымается к небу седой утес, длинные прямые расселины круто спускаются от вершин к морю, отмечая путь древних лавин и обвалов, в низине раскинулись парки и сады знати в густой зелени, то тут, то там вдруг сверкнет, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец. Очень красивое место...» — делился впечатлениями Марк Твен, побывавший здесь в 1867 году.
Особенность рельефа в Ливадии — ты идешь к морю легко, быстро, чуть не бегом. Обратно двигаться куда сложнее — тот же резкий уклон, но теперь ты карабкаешься вверх. Не расслабишься после теплого моря. Возвращение Крыма в Россию столь же трудоемко.
В Крыму сегодня время новых легенд. Есть, например, одна молодая симпатичная женщина, которая прославилась, как мне кажется, вовсе не интернет-мемом. Он-то забудется, а вот музыка… Прокурор Крыма Наталья Поклонская в октябре 2014 года играет в Ливадийском дворце на рояле. Этот рояль — один из тех клавишных музыкальных инструментов, приехавших из Санкт-Петербурга еще перед революцией. Поклонская играет Хачатуряна, вальс из фильма «Маскарад», по-моему, что-то еще — Чайковского? Прокурор Крыма, которая в другой день возьмет кого-то да и посадит — играет на царском рояле. Сюжет?
А вот еще одна из последних, современных легенд Ливадии — повторяется здесь с упоением на все лады, особенно в ореоле «Крымской весны». Речь о том, как Путин вел переговоры с украинскими властями в лице Юлии Тимошенко. Они проходили в Ожидательной комнате. Очень символично. Потому что Тимошенко ждала Путина несколько часов. Работники музея говорят: «Ну а как она хотела — царя приходится ждать». На этой знаменитой встрече Путин заключил теперь уже не нужный, но тогда крайне необходимый Украине «газовый контракт» и еще посоветовал Юлии Владимировне держать подальше свой галстук от Саакашвили. Тимошенко потом за этот контракт и посадили.
Разумеется, верх символизма, изящный густой мазок истории — размещение в Ливадийском дворце на постоянной основе выставки, приуроченной к 400-летию Дома Романовых. Она объехала всю Россию, от Сибири до Санкт-Петербурга, и вот теперь здесь.
Беречь этот ансамбль нужно не только силами крымского правительства. Царскому музею в Ливадии нужна поистине всероссийская забота, действенный попечительский совет, ведь место это святое для многих поклонников исторического наследия царской семьи. Впрочем, директор Ливадийского музея Лариса Декушева радости своей уже не скрывает. Во-первых, дворцовому ансамблю после возвращения в Россию вернули часть парка, который ранее принадлежал санаторию. Во-вторых, с помощью меценатов и коллекционеров музей по крупицам начал прирастать экспонатами. Ну, а в-третьих, конечно, этим летом здесь будет еще больше детей — из возрожденного российского «Артека» и российских туристов из Ялты, которая, похоже, вновь начинает обретать статус респектабельного курорта, жемчужины империи.