16.09.2016
В этом году Государственный военно-исторический и природный заповедник «Куликово поле» отмечает двадцатилетие. С момента рождения молодое учреждение культуры испытывало недостаток в экспозиционных площадях. Наиболее остро проблема встала в 2010 году после передачи храма-памятника Сергия Радонежского в полное ведение Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Тогда музей старейшего мемориала на Красном холме прекратил работу и многотысячный туристский поток принимала небольшая, в 370 квадратных метров, экспозиция в селе Монастырщино, где по преданию стояли шатры князя Дмитрия Ивановича и были захоронены павшие русские витязи. Создание нового музейного комплекса было включено в Федеральную инвестиционную программу к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, поскольку имя святителя навеки связано с первым ратным полем России.
Газета «Культура» рассказывала о проекте еще на стадии разработки (29.06.2012) и в разгар строительства (4.09.2014). Уже тогда комплекс удивлял неординарностью облика, а сейчас и вовсе выглядит фантастически, приковывая внимание проезжающих по автостраде самобытностью композиционного решения: два противостоящих корпуса с единым входом, обрамленным гигантскими копьями, что является своеобразной метафорой столкновения войска Дмитрия Донского с ордами темника Мамая. При этом архитекторы сумели не нарушить панораму Куликова поля, открывающуюся с исторической обзорной точки на Красном холме, где находился лагерь Мамая. Достичь этого удалось благодаря тому, что комплекс представляет собой холм-курган, наклонные крыши которого покрыты растущей травой. Если взглянуть на музей с высоты, то становится ясно, что в проекте заложена еще и православная символика. Пассажиры самолетов, пролетающих над полем, видят внизу крест.
Для автора проекта Сергея Гнедовского важно было сконцентрировать внимание посетителей на главном экспонате — самом Куликовом поле, историческом месте, куда «суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах». Именно поэтому на крыше музея возникла открытая смотровая площадка. Поднявшись наверх, гости замирают, очарованные красотой степной панорамы с участками кропотливо восстанавливаемых легендарных ковылей, с возрожденной Зеленой Дубравой — укрытием засадного полка. Отсюда прекрасно видно и деревню Хворостянку, где выстраивались ордынцы, и реку Смолку, прикрывавшую левый фланг русского войска. И надо всем этим, как и шесть веков назад, — свищет ветер.
Накопленные за 20 лет научные знания музей вложил в уникальную по способу подачи материала экспозицию. Она называется «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение».
— Сказание о Мамаевом побоище» — книга в жанре остросюжетной повести, — рассказал «Культуре» руководитель новой музейной экспозиции, доктор исторических наук, профессор Олег Вронский. — Большое количество раз русские переписывали эту книгу (известно более 150 списков) и с огромным удовольствием ее читали. Но это — художественное произведение. Новое прочтение в том, что мы пытаемся подойти к нему не только как к памятнику литературы, стараемся дополнить содержание современными научными изысканиями. Мы разделили музейную экспозицию на два этажа. В верхней части события Куликовской эпопеи предстают в стиле «Сказания». Посетитель будет присутствовать при сборе войск в Коломне, переправляться через Оку и Дон, окажется на поле среди участников схватки. За научными сведениями о битве придется спуститься «под землю», на минус первый этаж.
Необычный пандус ведет в огромный зал, где что ни витрина — то открытие. Фрагмент найденного археологами шлема сопровождается фильмом, демонстрирующим процесс научной реставрации. Мы видим, как из крошечной детали рождается экспонат. Как из обнаруженных в почве остатков растений восстанавливается лесостепь Куликова поля. Как на основе черепов мужчины и женщины совершается реконструкция внешнего вида обитателей здешних мест. А еще можно натянуть тетиву средневекового лука или попытаться поднять снаряжение воина, состоящее из кольчуги, шлема, наручней и топорика, чтобы понять, какой недюжинной силой должен был обладать защитник земли Русской.
Первая очередь музейного комплекса уже вступила в строй. В выставочном блоке работает интерактивная композиция «Один в поле не воин». Доступна выставка «Художники Победы». Ежедневно открыт Центр приема экскурсантов с сувенирным отсеком и просторным кафетерием. Рядом — автомобильные стоянки и парковки. Приняли посетителей и расположенные на территории комплекса гостевые домики. Есть спортивные площадки.
Музей-заповедник «Куликово поле» стал первопроходцем, открыв вместе с новым комплексом рекреационные структуры, учитывающие потребности туристов, прибывающих на поле русской боевой славы.