13.06.2018
культура: Рок-коллективы отсчитывают свою историю с разных событий. У одних это первая репетиция, у других знаковая встреча единомышленников. В случае с «Наутилусом» летопись коллектива стартует с выпуска дебютного альбома «Переезд». Означает ли эта дата для Вас нечто особенное, планируете ли как-нибудь ее отметить?
Бутусов: Я с большой теплотой отношусь ко времени начала группы «Наутилус Помпилиус». К чему скрывать, это весьма интересный период в жизни и творчестве. Однако специально отмечать день рождения альбома не планируем. Думаю, и нам, и поклонникам достаточно того, что мы его любим и помним.
культура: Стоит ожидать полноценного возвращения «Наутилуса»? Вправе ли фанаты рассчитывать на новый студийный альбом проекта?
Бутусов: Возрождение «Наутилуса» в предыдущих ипостасях вряд ли возможно — по многим причинам. Главная — до боли прозаична: время неумолимо. Да, не скрою, предпринималось несколько попыток, но практика показала, что смысла в этом нет. Что ж, может, оно и к лучшему, песни живут и здравствуют сами по себе.
культура: Что порой побуждает артистов убивать курицу, которая несет золотые яйца? В особенности когда бренд напрямую ассоциируется с конкретным человеком? Зачем, скажем, Вячеславу Бутусову в свое время понадобилось распускать «Наутилус Помпилиус»? Так ли необходима сольная карьера, если в своем проекте ты сам себе полновластный хозяин?
Бутусов: Курица сама умирает — таков неизбежный закон природы. С этих же позиций стоит подходить к разговору о коллективе и отдельно взятой личности. Группа и сольная карьера — разные вещи. Группа — это редкое спонтанное явление, которое происходит, как правило, один раз в жизни. А вот сольная деятельность — профессиональный труд, ремесло.
культура: Вы однажды, признаваясь в любви к кинематографу, сказали, что для Вас это идеальный вид искусства. Не это ли послужило причиной того, что 12 июня в Юрьевце Вашим концертом открылся XII Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало».
Бутусов: На самом деле, идеальных видов искусства для меня три — живопись, музыка, литература. Кино в данном случае выступает неким собирательным элементом. В лучшем своем проявлении оно в наибольшей степени воздействует на психику.
культура: Следите за новинками или отдаете предпочтение классике?
Бутусов: Хороших фильмов очень много — все не пересмотришь, как ни старайся. Времени не хватит. И все же логика простая: если в поле зрения не появляется ничего шедеврального, нужно смотреть классику.
культура: Каков Ваш личный критерий идеальной песни, если таковым термином вообще уместно оперировать? Бывает так, что, по ощущениям, сочинили гениальное произведение, а отклика, на который справедливо рассчитывали, эта вещь не находит?
Бутусов: Автору всегда кажется, что самые значительные произведения остаются незамеченными. Часто бывает так, что возишься с песней долго и мучительно, перебираешь ее по косточкам, а в результате только редкий искушенный слушатель вникает в эти мудреные дебри и оценивает качество вложенного труда. Выигрывают песни, написанные по наитию, соответствующие, скажем так, моцартовской природе.
культура: Недавно на прилавках магазинов появилась монография, посвященная творчеству «Наутилуса», — «Мы вошли в эту воду однажды». Как оцениваете книгу?
Бутусов: Сам я эти мифы не читаю, поскольку лицезрел историю группы собственными глазами, причем в наилучшем виде. Однако жанр биографии всегда интересен читателям, так уж исторически сложилось. В этом деле самое главное — легкость изложения. Надеюсь, авторам это удалось.
культура: Как бы Вы, человек, хорошо знавший Виктора Цоя, оценили всплеск медиаактивности вокруг имени лидера «Кино»: выходят книги, в прокате стартовал фильм «Лето», на осень запланированы съемки картины «Цой»? Ждете ли каких-либо откровений от подобных начинаний?
Бутусов: Биографии известных людей традиционно становятся основой для переработки. Причина проста — не нужно ничего придумывать. Виктор Цой — прекрасный образ. Но в этом и кроется основной подвох — Цоя довольно трудно сыграть. Нельзя допустить ни гротеска, ни пародии, ни прочей «тяпляповщины», и уж тем более пошлятины. Очень сложно сделать хорошее кино про «Кино». Посмотрим, что получилось...
культура: Год для Вас увенчается большим концертом в Лондоне. Скажите, какова обычно реакция западных зрителей на выступления российских рок-музыкантов? Для них это до сих пор экзотика или все-таки нас воспринимают вполне серьезно?
Бутусов: К чему скрывать, мы играем преимущественно для русских. А значит, это искусственная заграница. Я каждый раз интересуюсь, какой смысл устраивать подобные концерты, тем более если это связано со сложными бюрократическими препятствиями? Однако внятного ответа пока не нашел.
культура: Изучил составленный Вами список из десяти любимых песен: Beatles, Shocking Blue, Creedence... Самая поздняя фонограмма в этом хит-параде датируется началом 80-х. Означает ли это, что сегодня ничто не способно потрясти Вас и ошеломить в такой же мере, как когда-то Pink Floyd, Led Zeppelin или 10сс? Открыты ли Вы новым музыкальным впечатлениям?
Бутусов: Еще как открыт. Но потрясений, увы, очень мало. И хотя продолжаю считать своей вотчиной рок-н-ролл, настоящие откровения ищу в академической музыке.
культура: У Вас успешная карьера, выпускаете книги, объездили весь белый свет... Какие задачи может ставить перед собой человек, обладающий абсолютной творческой свободой?
Бутусов: Эк вы завернули... Отвечу так: стать праведником и слышать голос Бога. А поняв Его, мы получаем способность расслышать собственную совесть.
культура: Все мы, и убежденные поклонники футбола, и люди, от него далекие, будем болеть за сборную России. Ждете чего-то особенного от наших игроков?
Бутусов: Победы. Смешно? Хорошо, если не победы, то хотя бы настоящих спортивных подвигов.