Валерий Дидюля: «Задача музыкантов — дарить надежду»

Денис БОЧАРОВ

12.01.2017

График этого замечательного композитора и инструменталиста-виртуоза практически не предусматривает выходных, а на выступлениях редко встречаются свободные места. В преддверии концерта с симфоническим оркестром, запланированного на 13 января, Валерий Дидюля, который, кстати, в этом месяце отмечает день рождения, пообщался с корреспондентом «Культуры». 

культура: В питерском БКЗ «Октябрьский» у Вас намечена премьерная программа прямо в старый Новый год. Расскажите поподробнее, чего ожидать зрителям?
Дидюля: Смею предположить, предстоящее событие может стать очень важным шагом для развития российской инструментальной музыки в целом. И не только для меня. Потому что впервые в сопровождении симфонического оркестра данный жанр будет представлен настолько грандиозно и всеобъемлюще. В ходе концерта, который пройдет в крупнейшем концертном зале Санкт-Петербурга, не прозвучит ни единого слова — все действо отдано на откуп инструменталистам. 

Нечто подобное мы уже предпринимали в 2015 году в столичном «Крокус Сити Холле», однако на сей раз представление расширится, обогатится нюансами и штрихами. Оркестровое звучание добавляет мощи, масштабности, если угодно. Для меня и музыкантов моей группы этот опыт, несомненно, станет новой планкой, очередной ступенькой в творческом развитии. Надеюсь, со временем многие оркестры возьмут в свой арсенал некоторые произведения, что прозвучат со сцены «Октябрьского» 13-го вечером. 

Концерт является знаковым еще и потому, что инструментальная музыка не только в России, но и во всем мире представлена довольно слабо, ей уделяется мало внимания. И мне, как человеку, занимающемуся этим направлением всю сознательную жизнь, очень приятно исполнить программу, где есть и должный размах, и даже приправа из неких мистических ноток. 

культура: И в чем же заключается мистицизм?
Дидюля: Дело в том, что многие наши произведения уже давно используются в современной отечественной психотерапии для успокоительных сеансов, с целью релаксации. Эти вещи, призванные помогать человеку восстанавливаться на духовном и физическом уровне, мы тоже включили в программу. Они будут украшены проникновенными струнными и фееричными духовыми аранжировками. 

И вот мне кажется, что композиции, пригодившиеся медицине, обладают определенными мистическими свойствами. Для меня большая загадка, как именно происходит процесс исцеления музыкой, но я абсолютно убежден, что она на это способна. Музыка, являясь проводником мощнейшей позитивной энергии, помогает людям в самых сложных ситуациях.

культура: Новый диск не планируете в ближайшем будущем выпустить?
Дидюля: Планирую. На мой взгляд, он любопытен тем, что в нем обширно используются современные технологии — генерации, записи звука, сочетания электронных инструментов с акустическими. Альбом почти готов, осталось его доработать, свести и отмастерить. Над пластинкой трудилась хорошая команда звукоинженеров и техников, и, я надеюсь, слушатели по достоинству оценят проделанную нами работу. Поскольку, по-моему, альбом получился интересным, многогранным, насыщенным и в чем-то экспериментальным. Словом, группа «ДиДюЛя» не стоит на месте. 

В текущем году релиз диска, который будет доступен как на CD и виниле, так и на онлайн-порталах, непременно состоится. 

культура: Одним из основных жанров, определивших Ваш творческий почерк, является стиль фламенко. Чем он так покорил Вас?
Дидюля: Гитара — испанский народный инструмент, поэтому от музыки фламенко никуда не деться. Еще в детстве я побывал в Испании, где и попал под обаяние этого стиля, был им совершенно очарован. Фламенко — по большому счету не только музыка. Это и танец, и песня, и архитектура, и образ мышления. Даже в известном смысле идеология и философия, которая подразумевает честность, импровизационность, открытость. А все это очень близко мне как по музыкальным пристрастиям, так и просто по жизни. 

К тому же фламенко — это богатство ритма, который всегда служил одним из основных элементов музыки как таковой. В испанской музыкальной традиции это особенно заметно. Такая четкая ритмическая организация, присущая данному стилю, оказала на меня огромное влияние. И, несмотря на то, что я космополитичный, мультижанровый исполнитель, фламенко не отпускает меня до сих пор. 

культура: Делаю вывод, что монстры рок-гитары — Хендрикс, Блэкмор, Пейдж, Клэптон и так далее, мимо которых не прошел, пожалуй, ни один музыкант, Вас не особо впечатляли?
Дидюля: Не совсем так. Конечно, в свое время я неровно дышал ко всем перечисленным гитаристам. Хотя бы потому, что знакомство с этими корифеями пришлось на подростковый период, а подросток без рока немыслим. Так что я тоже им серьезно увлекался, снимал многие гитарные соло и пассажи. Была у меня и коллекция электрогитар, и хорошие дисторшны. Но со временем акустическое звучание все же перевесило, околдовало меня в большей степени. Поэтому в основе всех произведений моей группы лежит именно акустическая гитара.  

культура: Среди отечественных инструментальных коллективов группа «ДиДюЛя» — чемпион по количеству концертов. Как оцениваете публику, кто он, Ваш зритель?
Дидюля: Человек, который любит и умеет слушать музыку. Он не подвержен современному сверхскоростному существованию, может себе позволить отключиться от суеты и беготни, провести пару приятных часов в концертном зале. Он получает удовольствие от выступления, в ходе которого не звучит ни единого слова, нет нравоучений и ненужных аннотаций. 

Есть среди наших слушателей и знатоки классической музыки, и те, кто увлекается гитарой. По социальной и возрастной категориям публика самая разная. Мне особенно хочется достучаться до молодежной аудитории. Она стремится найти что-то для себя, но, будучи загнана бешеным темпом жизни, не в силах это сделать. Потому всегда отрадно видеть на концертах юные лица, открывающие при помощи того, что мы делаем, нечто новое. 

культура: Сочинение музыки — всегда ли благодатный и радостный полет творческой мысли? Или иногда приходится, что называется, попотеть?
Дидюля: Порой создание произведения связано с муками и страданием — понимаешь: ну ничего категорически не получается. Либо так: вроде витает в голове неплохая тема, но ни звук, ни инструмент в нее не вписываются, общей картины не выходит. А бывает, музыка опускается ночью, во сне. Случается, какая-нибудь идея ошарашивает в быту, в совершенно, казалось бы, неподходящей ситуации. 

Приходится постоянно ходить с включенными, высоко поднятыми «антеннами», ибо неизвестно, где и при каких обстоятельствах тебя посетит озарение. Вдруг промелькнет обрывок фразы, зацепит, и ловишь себя на мысли: ого, неплохо бы это как-нибудь использовать.

Вообще сочинение — очень странный, загадочный процесс. Его нельзя описать словами, он не поддается никакой логике. Но, наверное, именно благодаря этому процесс написания музыки еще более интересен и притягателен. Главное, что очаровывает в нем, — возможность делать подарки. Себе, слушателям, родным, друзьям, коллегам. Дарить и отдавать, не ожидая ничего взамен. Пожалуй, это и есть мое основное жизненное кредо и главная причина, по которой я вообще берусь за гитару.    

культура: Какие качества Вы больше всего цените в людях?
Дидюля: Открытость, честность, прямолинейность, правдивость. Будь самым конченым гадом, но тогда уж не молчи. Двуличность не переношу: расшифровывать маски — дело неблагодарное. И наоборот: если человек классный, это должно сразу же бросаться в глаза. 

культура: Год только начался. Какие надежды с ним связываете?
Дидюля: Я по природе своей оптимист. Задача музыкантов и композиторов — дарить надежду вне зависимости от того, в какой социальной, политической и экономической ситуации мы оказываемся. Всегда необходимо верить: все образуется. Невзирая на окружающие нас передряги, основные ценности — семья, дети — остаются незыблемыми. И как бы тяжело ни было, надо радоваться жизни, торопиться жить, не уставать удивляться миру. Ибо жизнь — величайшая загадка.