26.10.2016
культура: На протяжении последних месяцев Вы выступаете с юбилейными концертами по городам России. С какого момента ведете отсчет творческой деятельности?
Бичевская: Сорок пять лет назад, в 1971-м, я окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства. После этого впервые вышла на профессиональную сцену. Выступала тогда в составе группы «Добры молодцы», где помимо меня были задействованы такие ребята, как Юра Антонов и Сева Новгородцев. С последним, кстати, связан довольно забавный эпизод. Ведь данный псевдоним появился у Всеволода Левенштейна не без моего участия. Как-то во время гастролей в Новгороде прогуливаемся мы с Севой, и он говорит: «Знаешь, Жанна, я решил новую фамилию взять — отныне буду Нижегородским». Отвечаю: «Сев, как-то коряво и громоздко, по-моему. Давай уж лучше, раз на то пошло — Новгородцев». Так с тех пор и повелось.
С «Добрыми молодцами» я проработала два года, затем последовали конкурсы, фестивали, служба в Москонцерте, премии, награды, звания — в общем, путь честного артиста.
культура: Когда началось увлечение именно нашей корневой песней, или, как принято порой называть, русским кантри-фолком?
Бичевская: Во многом это произошло благодаря Окуджаве. Неоднократно бывала у него дома, он часто пел как свои, так и традиционные народные песни. И однажды для меня стало очевидно, что русский фолк надо исполнять под акустическую гитару. Поскольку, с одной стороны, это просто и бесхитростно, по-бардовски, а с другой — в известной степени современно: далеко не все воспринимают наш фольклор в его аутентичном звучании, в сопровождении старинных инструментов. Таким образом я и уяснила: русские песни, выдержанные в гитарном стиле, — это мое.
Начала серьезно осваивать инструмент и вскоре овладела им весьма неплохо. Причем, как мне кажется, в этом жанре на нашей сцене была в сугубо хронологическом отношении одной из первых. Прежде на акустической гитаре серьезно играли либо артисты, получившие классическое музыкальное образование, либо цыгане. А чтобы актуально да при этом исполняя фольклор, — так у нас до поры до времени было не принято.
культура: Но только фольклором Ваши интересы не исчерпываются — репертуар Жанны Бичевской огромен и крайне вариативен. Какими мотивами руководствуетесь при составлении программы для того или иного концерта?
Бичевская: За годы профессиональной деятельности у меня вышло двадцать три диска. Все они действительно, по возможности, разные, как мне представляется. Но с течением лет репертуар обновлялся и видоизменялся. Думаю, особенно это стало заметно после 1988-го, поскольку в том году я стала православной. Разумеется, это не могло не отразиться на восприятии окружающего мира — изменились как образ жизни, мышление, личностный и творческий статус, так и исполняемые композиции.
Кстати, думаю, мне в известной степени повезло в том, что незадолго до принятия решения креститься меня удостоили звания народной артистки РСФСР. Оно тогда очень помогло, открыло многие двери. Однако, подозреваю, сегодня с православными, белогвардейскими и «царскими» песнями, занимающими в моем багаже заметное место, такого звания мне было бы не видать.
Что же касается составления программы... Стараюсь компилировать: слежу, чтобы на концерте прозвучали как композиции русского фольклора, так и романсы, духовные, патриотические произведения и так далее. Впрочем, иначе, наверное, и не получится — ведь мои выступления, как правило, длятся не менее двух часов. Порой, следя за реакцией зала, могу перестроить, слегка подкорректировать задуманное. Если, например, вижу, что аудитория вяло реагирует на исполнение патриотических вещей, смещаю акцент на фольклор. Но при этом с удовлетворением отмечаю: духовные, церковные песни, к которым отношусь с особым трепетом, с благодарностью воспринимает абсолютное большинство слушателей.
культура: Раньше Вас негласно называли русской Джоан Баэз. Как к подобному сравнению относитесь? И, к слову, интересуетесь ли хоть в какой-то мере западной фолк-песней? О популяре, роке и традиционной эстраде даже спрашивать не рискую...
Бичевская: Как известно, «сравнение — это самая опасная риторическая форма». И впрямь, занятие это неблагодарное, поскольку даже две капли воды заметно отличаются друг от друга. Максимум, о чем можно говорить в таких случаях, — о некоем подобии. Но и это весьма условно, ибо когда один человек чем-то напоминает другого, он все равно так или иначе вкладывает в то, что делает, свою личность, интеллект, духовное состояние...
Я действительно многому научилась у Джоан Баэз, играла под гитару ее песни, создавала соответствующие аранжировки в стиле фолк. Касательно же западной музыки... Сейчас слушаю очень редко, да и преимущественно тех артистов, которым симпатизировала еще в юности — Саймона и Гарфанкела, ту же Баэз, других фолк-корифеев. Несмотря на то, что мои вкусовые пристрастия давно изменились, всегда отдавала себе отчет: хорошему можно научиться даже у врага. Иное дело, что в последнее время нами, к сожалению, перенимается преимущественно плохое.
культура: Действительно, отношения с Западом нынче крайне напряженные. Однако, как поет Жанна Бичевская, «Русские плюют на власть америк и европ»...
Бичевская: Естественно, а как иначе? Посмотрите, во что превратилось западное сообщество с его политкорректностью и толерантностью. Кстати, выражение «общечеловеческие ценности» я на дух не переношу. Это, с позволения сказать, бесовский лозунг, хуже не придумаешь. Нет такого понятия, и все тут. Ну какие могут быть общие ценности у меня, православной христианки, с оголтелыми сатанистами из какой-нибудь сектантской группировки?
Равно как и во взаимоотношениях с Западом — у нас абсолютно разные идеалы. Зачем нам туда стремиться, перед кем красоваться? Надо думать о своей стране. Недаром святыми сказано: «Россия сама спасется и весь мир спасет». Однако кроме веры, которая, на мой взгляд, является основой основ, нужно обладать и логическим мышлением — включать голову порой не мешает.
культура: Вы народная артистка РФ, но все же предпочитаете держаться несколько поодаль от мейнстрима и неизбежно связанных с ним суетой, шумихой. Умышленно пребывая вдали от света софитов, Вы словно находитесь в собственном вакууме, доступ в который дозволен только избранным...
Бичевская: Я бы назвала это духовной акваторией Жанны Бичевской (улыбается). «...Лица необщим выраженьем» — так про меня сказал Микаэл Таривердиев. Моя творческая, да и гражданская позиция не совсем вписывается в «тусовку». Вот и слава Богу, поскольку от нее меня воротит. Львиная доля того, что выплескивается на нас с телеэкранов, транслируется по радио или вываливается из бездонных недр интернета, — от лукавого. Ну что мне с ними делить? Не хочется показаться нескромной, но вы же не посадите розы в крапиву, верно?
Господь дал мне песни, и этого более чем достаточно. В настоящее время один человек пишет обо мне книгу — правда, когда именно она выйдет, пока не скажу. В дополнительной рекламе не нуждаюсь, ибо за без малого полвека на сцене не могу пожаловаться на недостаток популярности и зрительского внимания. Так что все у меня замечательно.