10.10.2013
Перечислить заслуги и награды легендарного ансамбля — все равно, что сосчитать орденские планки на груди Леонида Ильича Брежнева. Вот только знаменитые произведения александровцев (а всего их в репертуаре ансамбля, ведущего свою историю с 1928 года, более 2000) пережили и генсеков, и некоторых президентов, по-прежнему срывая бурные овации по всему миру. Корреспондент «Культуры» проник в недра военного искусства.
Здесь гимны не поют
Театр начинается с вешалки, а александровский ансамбль — с часового. Придирчиво оглядев документы, строгий парнишка с красной повязкой на рукаве армейского камуфляжа, пропускает меня в здание в центре Москвы, где уже более тридцати лет базируется Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова. Не здание — дворец. Роскошное фойе, мрамор, ковры, монументальные картины на стенах… И тут же стенд с распорядком дня и перечнем «функциональных обязанностей военнослужащих» — как ни пой, а все-таки армия. Вместе с сопровождающим меня дневальным идем по пустым коридорам — все артисты на занятиях. Практически из-за каждой двери раздаются звуки распевки, вздохи тромбонов, шуршание пуантов — такая вот армия.
— У нас по штату 250 человек, военнослужащих — всего 50, двадцать из них — призывники-срочники, — рассказал корреспонденту «Культуры» заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников. — Но коллектив все же является армейским подразделением и подчиняется военному ведомству. Потому и распорядок соответствующий: отбой-подъем, зарядка, построение, ну а потом уже репетиции.
Есть в ансамбле свой старшина — старший прапорщик Алексей Кривошей. Но его, если честно, поющие и танцующие солдатики не особо боятся, хотя уважают безмерно. Впрочем, и у него особых претензий к подчиненным нет — бойцы культурные, практически все с высшим образованием, большей частью — музыкальным. Заработать наряд вне очереди здесь можно скорее за недотянутое верхнее «до», чем за самовольную отлучку или другое нарушение дисциплины.
Тем не менее служба есть служба и даже в творческом коллективе солдаты обязаны сдавать нормативы по физподготовке, стрельбе и строевой, рассказывают мне начальники. Но при этом слегка лукавят: маршируют здесь разве что на сцене, да и то в специальной обуви. Зато стреляют регулярно. Раньше выезжали на курсы «Выстрел» под Солнечногорском, сейчас поражают мишени на учебной базе Железнодорожных войск или полка ВДВ.
А вот чего не делают в военном ансамбле, в отличие от всей остальной армии, так это, как ни странно… не поют гимн России на утреннем построении. При том, что именно в исполнении этого коллектива записано его эталонное звучание — то самое, которое раздается из радиоприемников в начале и по окончании каждого дня.
В конце сентября на «Мосфильме» ансамбль записал новую версию гимна с участием российских популярных артистов. На публике ее впервые исполнили 4 октября в Государственном Кремлевском дворце, где ансамбль выступил с юбилейной программой.
Да, так почему же александровцы не поют «Россия — священная наша держава...» по утрам у себя в расположении? Дело в том, что гимн в армии звучит при подъеме государственного флага. А у александровцев такого ритуала не заведено. К слову, свое знамя у них есть — с двумя орденами: Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, которыми коллектив награжден за особые заслуги, в том числе и в военное время. Оно хранится в Центральном музее Вооруженных сил и привозят его в расположение ансамбля только в торжественных случаях.
Райдер — четыре КамАЗа
Ансамбль Александрова мы привыкли видеть на экранах телеканалов, на сцене ГКД, время от времени приходится встречать сообщения о его блестящих выступлениях в Париже, на фестивале в Сан-Ремо и даже перед папой римским. Но это самая заметная, почетная, однако далеко не основная часть работы. Есть и трудовые будни: главная «боевая задача» ансамбля — это выступления с концертами в войсках. Андрей Сонников достает из ящика стола отчет, который ежегодно представляется в Минобороны. Считаем: в 2012 году александровцы дали 261 концерт, 152 из них — именно перед военными зрителями. География — от Калининграда до Камчатки, причем главным образом не крупные города, а отдаленные гарнизоны.
Традицией стало проведение новогодних туров по «медвежьим углам» — у всех каникулы, а у артистов в погонах — командировка в места весьма отдаленные. Помимо песен и плясок в багаже еще и подарки детям военнослужащих от Деда Мороза — в смысле от Министерства обороны. Когда ближайший от воинской части населенный пункт расположен за десятки, а то и за сотни километров, такие концерты не забываются.
Одна из последних командировок — на Дальний Восток, где александровцы выступали прямо в зоне наводнения. Зрителя не выбирали, просто ехали, вернее летели, туда, где военнослужащие и гражданское население день и ночь боролись со стихией на пределе физических возможностей. Песня помогала восстановить силы — люди слушали любимые песни, порой даже не имея возможности оторваться от работы.
А совсем недавно были выступления, практически как у фронтовых концертных бригад, — на передовой. Во время учений «Запад-2013», проходивших в Белоруссии и Калининградской области. Кстати, такой способ подъема боевого духа на учениях использовался впервые. Признан эффективным.
Сейчас концертная группа готовится к поездке в Армению — на 102-ю российскую военную базу. Это только произносится в единственном числе, в действительности речь идет о нескольких разбросанных по стране точках, где несут службу наши солдаты и офицеры. За последнее время александровские бригады облетели все российские базы — в Таджикистане, Киргизии, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии... И не по одному разу.
— Условия в таких поездках максимально приближены к боевым, — рассказывает Сонников. — И райдер у нас, мягко говоря, гораздо скромнее, чем у звезд эстрады: транспорт, сцена из четырех «КамАЗов», питание — по возможности. В прошлом году на учениях в Южном военном округе мы фактически жили в самолете Ан-12, а перемещались на санитарных машинах-«таблетках». И никто не ныл, даже девушки.
Нескромный вопрос
О девушках разговор особый. Для исполнения песен задействованы исключительно мужские голоса. Представительницы прекрасного пола выступают большей частью в балетной группе. Но традиции постепенно меняются, да и армейскую молодежь отчего же не уважить. При том, что бойцы по-прежнему замирают при исполнении «Священной войны» или «Несокрушимой и легендарной», им хочется услышать и современные мелодии. Для этого в структуре ансамбля есть концертный ансамбль «Александров-ПАРК», в состав которой входят не только юноши, но и дивноголосые девушки. Современные хиты в их исполнении сверстники в погонах принимают на ура, а потом из гарнизонов на адрес ансамбля идет вал писем от восторженных «женихов». Еще бы — перед таким мастерством и статью не устоит не то что новобранец или юный лейтенант, но и бравый майор лихо закрутит ус!
А сколько получают в известном по всей стране и в мире легендарном коллективе? Смотрим ведомость: народный артист — 12-13 тысяч рублей. Начинающие теноры и танцоры — еще меньше. Не густо, но ничего не поделаешь: ансамбль — подразделение Минобороны, и оклады здесь прописаны по военным нормам финансового довольствия. Ставки для вольнонаемных в армии невысоки — что для машинистки в штабе, что для певца. Те, кто при погонах, получают больше — доплата за воинское звание. Но таких в ансамбле немного, и они считаются «белой костью». Командировочные у них 300 рэ в сутки (в отличие от сотни у штатских), и гостиница не до 500 рублей, а по фактической стоимости.
Гражданские артисты, бывает, ворчат: мол, работаем одинаково, а получаем по-разному. Принцип социальной справедливости удается восстановить за счет президентского гранта, который был присужден еще в 2005 году и продлевается каждые три года. За счет него, да еще доходов от зарубежных гастролей средняя зарплата в ансамбле дотягивает до 50 тысяч рублей — каждый получает по талантам и достоинствам. «Бывает и побольше», — шепнули мне на ухо те, кто еще не из народных, но уже подают надежды. По крайней мере, нехватки кадров в ансамбле не наблюдается, а средний возраст артистов снизился за последнее десятилетие с 60 до 35-40 лет.
Калина цвела по-китайски
Погоны многие александровцы, в том числе из руководящего состава, потеряли при реформах министра обороны Анатолия Сердюкова, — воинские звания он сокращал нещадно. В итоге в ансамбле остался лишь один «настоящий полковник» — нынешний руководитель Леонид Малев. Его первому заместителю достались подполковничьи погоны. А генералами здесь были только Александровы — основатель ансамбля Александр Васильевич, чьим именем и назван прославленный коллектив, а потом его сын — Борис Александрович. Статус руководителя ансамбля понизился до полковничьего. На мой взгляд, напрасно. Генерал ведь хорош не только в бою, но и на сцене, тем более при руководстве таким прославленным коллективом. Солиднее как-то смотрелись бы генеральские погоны. Но это — на усмотрение нового руководства Минобороны.
Прежнему, сердюковскому, александровцы благодарны лишь за то, что их роскошное здание в Земледельческом переулке (рядом с Плющихой) не попало под распродажу военного имущества, как, например, соседние строения Военной академии имени Фрунзе. «Нас просто не заметили», — иронизируют в ансамбле.
Местные жители помещение Ансамбля имени Александрова по привычке до сих пор именуют домом офицеров. Раньше здесь действительно располагался Дом офицеров Академии имени Фрунзе. К моменту переезда ансамбля он был запущен до крайности. В шахте единственного лифта мусора скопилось — до второго этажа. Теперь здесь все сверкает, не стыдно и гостей пригласить.
Собственно, именно благодаря гостям, к слову, китайским, здание привели в надлежащее состояние. Сначала деньги нашлись в 2005 году перед визитом в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао с супругой Лю Юнцин, обожающей александровцев. Ну а к приезду в марте этого года первой леди Поднебесной Пэн Лиюань — супруги нынешнего китайского вождя Си Цзиньпина — ремонт здания был завершен окончательно. Заодно сбылась мечта этой необычной женщины — генерал-майора Народно-освободительной армии Китая, знатока фольклорной музыки, неоднократного лауреата вокальных конкурсов в КНР — спеть вместе с легендарным российским коллективом, который она запомнила еще по его гастролям в Поднебесной. На закрытом концерте госпожа Пэн Лиюань исполнила с александровцами «Ой, цветет калина» — первый куплет на китайском, два следующих на русском. В качестве бонуса ансамбль получил новогодние гастроли в Китай — поедут, конечно, не все, а только те, кого не возьмут в ежегодное турне по отдаленным гарнизонам.
Битва хоров
Зарубежных гастролей у ансамбля имени Александрова хватает — слава-то у коллектива мировая, у импресарио он нарасхват. К слову, организация поездки требует серьезной подготовки — необходимо собрать аж 17 подписей, в том числе и министра обороны. Впрочем, Сергей Шойгу препоны военным артистам не ставит — они ведь работают на имидж страны и армии, так что пусть себе поют и пляшут по заграницам. А вот при прежнем руководстве их периодически «динамили» — экономили на гастролях.
Один из таких запретов спровоцировал некоторое напряжение в отношениях александровцев с другим нашим известным коллективом. В 2011 году армейский ансамбль пригласили на гастроли во Францию — на 40 дней. Однако в Минобороны сочли, что это многовато и дали «добро» лишь на 14. Импресарио это не устроило, и он нашел замену в лице Ансамбля песни и пляски ВВ МВД под управлением Виктора Елисеева. Чтобы не ломать рекламную кампанию, организаторы предложили елисеевцам выступить под маркой Red Army Ensemble — зарубежным брендом александровского ансамбля. Те согласились. Концерты прошли успешно, за малым исключением: искушенные зрители заметили подмену. Особого скандала не возникло, как-никак родственные службы, но осадочек остался.
Под знаменитый военный ансамбль пытаются работать уже и в России. В Санкт-Петербурге на байк-шоу некий коллектив исполнил песню британской певицы Адели «Skyfall». Исполнил лихо, но название группы — «Хор Русской армии» — очень напоминает перевод другого официального зарубежного бренда александровцев — The Alexandrov Red Army Choir. Прославленный ансамбль подал в суд — пойте, что хотите, но не под нашим именем.
— Отличить александровцев просто, — поясняет мне Андрей Сонников. — Помимо манеры исполнения, есть еще и четкое соблюдение формы одежды. У нас она установленного образца, цвета и фасона, сейчас мы пошили новую. Околышек на фуражках уже красного, а не зеленого, как прежде, цвета. Единственное отличие от обычной армейской — не один, а два ряда пуговиц на мундире.
... В день своего рождения ансамбль выступит в столичном зале имени Чайковского. Дальше — снова представления для военнослужащих в разных уголках России, а с ноября — гастрольное турне по лучшим концертным площадкам Европы.
Гимн России в стиле мото
Вслед за звездами эстрады, которые вместе с ансамблем имени Александрова записали на «Мосфильме» новое звучание гимна России, на хоровое пение потянуло байкеров. Более привычные к мотоциклетному реву парни, которые, как считается, всем видам искусства предпочитают исключительно тяжелый рок, вдруг обратились к патриотической песне. Да не просто к песне, а опять же — к гимну страны. Как это у них получилось? Например, знакомые футбольные фанаты даже обиделись: «Мы тоже патриоты и тоже петь не умеем, почему же нас никто не позвал?»
Не будем лукавить: если бы не покровительство байкерам из клуба «Ночные волки» со стороны президента страны и личное знакомство их лидера Александра Залдостанова (более известного как Хирург) с Владимиром Путиным, наверняка пели бы ребята в своем байк-центре на улице Нижние Мневники...
— После того как наша группа из двухсот мотоциклистов сопроводила Олимпийский огонь из Внуково в Москву, мы заехали в расположение ансамбля — там и спели, — рассказал «Культуре» сам Залдостанов. — Кстати, хоть предложение встретить огонь поступило не напрямую от Путина, мы догадались, кто за этим стоит. Но что касается гимна, то никто за нас ни словечка не замолвил, уж тем более президент. Вы что думаете, мы каждый день по телефону общаемся? Возможно, неравнодушие Владимира Владимировича к нашему клубу и сыграло свою роль, но поверьте: сами мы его не беспокоили.
По словам Хирурга, идея исполнить гимн России с участием байкеров и ансамбля имени Александрова возникла спонтанно, при оговаривании совместных акций с министерством обороны.
— Там очень креативный начальник культуры, я предложил, и он сразу ухватился за эту идею, получилось неплохо, — говорит Залдостанов. — Понятно, что первую скрипку исполняли александровцы, но и наши парни старались. Я до сих пор хорошо помню старый гимн, новый пришлось немного подучить — по привычке срываются слова «великий, могучий Советский Союз». Нам, русским мотоциклистам, гимн России близок и дорог с первой до последней строчки, в нем сила нашей страны. А после такой распевки с легендарными александровцами мы будем исполнять его на каждой своей акции.
Упомянутый Хирургом «креативный начальник» — руководитель управления культуры министерства обороны России Антон Губанков (он, кстати, прославился роликом в интернете под названием «Чиновник читает рэп») — почином тоже доволен.
— Патриотизм стал не просто модой, а осознанным выражением чувств молодых людей к своей Родине, — сказал он. — Мотоциклисты обратились к нам с просьбой исполнить гимн вместе с ансамблем имени Александрова, и мы с охотой пошли им навстречу. Тем более что многие из них служили в армии и знают, что такое быть защитником Родины.
А вообще, каково это — спеть в двести охрипших байкерских глоток довольно сложное по исполнению музыкальное произведение? Это ведь не на мототусовке подпевать под рев моторов и многоваттные динамики.
— На самом деле, ничего сложного: музыка гимна мелодична, а слова легко запоминаются и поются, — пояснил «Культуре» руководитель ансамбля имени Александрова Леонид Малев. — Новые исполнители старались не сбиться с такта и прислушивались к рекомендациям профессиональных артистов. Наше совместное исполнение — это популяризация гимна, привлечение к нему внимания, в первую очередь со стороны молодежи, которая (не о байкерах речь) порой и слов-то не знает. Кстати, с футбольными болельщиками мы тоже планируем вместе спеть.