Public-art спешит на помощь

10.05.2018

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Современное искусство помогает детям: в Морозовской больнице проходит проект «ARTерия».

«Морозовка» — это огромная территория, почти город. Дореволюционные корпуса с кирпичной кладкой, уютные скверики, большие макеты кораблей перед зданиями — кажется, что попал в санаторий. Однако вскоре замечаешь таблички, от которых по спине пробегает холодок: «Отделение онкологии и гематологии», «Отделение переливания крови». В прошлом году здесь появился новый корпус с прекрасным оборудованием — многопрофильная клиника мирового уровня. Однако даже в самой современной больнице редко бывает весело, особенно маленьким пациентам. Понимая это, руководство «Морозовки» попросило представителей современного искусства «оживить» интерьеры, сделать их более дружелюбными. Куратором проекта стала известный public-art художник Марина Звягинцева. Концепцию поддержал департамент культуры города Москвы. К открытию корпуса в сентябре 2017-го было готово оформление холла с уходящей под потолок гигантской ДНК, созданной Ростаном Тавасиевым. Теперь готовы второй и третий этажи. Звягинцева рассказала:

— Однажды мне предложили преобразить поликлинику в Гольяново: там как раз шел ремонт. Прошлись по коридорам: чисто, красиво, но как-то неуютно. Собрала с художников эскизы, однако проект по техническим причинам не состоялся. Через некоторое время мне позвонили из попечительского совета Морозовской больницы. Сказали: выбирайте любой корпус. Так в 2014-м появилась «Арт-прививка»: работы разных авторов, в том числе мои «Игровые коммуникации» — прозрачные трубы на лестничных маршах, заполненные игрушками. Следующим «объектом» стал прекрасно оснащенный 22-й корпус, обшитый серым профнастилом. Трубы с игрушками образовали своеобразную кардиограмму на фасаде, сделав его более привлекательным. Когда мы открывали этот проект, как раз началось строительство нового здания. Здесь задача оказалась более сложной: интерьеров не было, просто пустая коробка. Доделывать пришлось на ходу, когда больница уже функционировала. Надеюсь, на следующий год дойдем до седьмого этажа. Все-таки наш проект благотворительный, нужно найти средства.

Вторую очередь «ARTерии» открывали торжественно. Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников произнес слова благодарности в адрес всех, кто поддерживает маленьких пациентов:

— Думаю, в России нет больницы, которая сравнилась бы с Морозовской. Однако никакое здание или аппаратура не заменит самого главного — души. Хочу поблагодарить людей, совершенно бескорыстно помогающих нам лечить детей.

Александр Кибовский, министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры города Москвы, признался:

— Художники зачастую лучше нас, чиновников, чувствуют, что необходимо в данный момент. На мой взгляд, здесь есть интересные работы, которые даже понятнее детям, чем взрослым. Подобные проекты важны не только для зрителей, но и для организаторов. Они дарят ощущение сопричастности хорошему делу.

Экспонаты, поселившиеся в больничных коридорах, получились милыми, но не слащавыми. Арбузные столы и столики Наташи Арендт в отделении гематологии. Придуманный Ольгой Божко город Пилюлькин с необычными жителями: бинтами, градусниками и таблетками. Детские стулья, расписанные разными авторами, в том числе Владимиром Дубосарским. «Волшебные двери» Александры Кочетковой и Ирины Хамдоховой: разноцветные миры, которые можно не только разглядывать, но и трогать руками.

Одна из самых ярких идей — «Осторожные дорожные знаки» Маши Арендт, в шуточной форме знакомящие с некоторыми правилами дорожного движения. Художница поделилась:

— Хотелось, чтобы получилось понятно, доступно и в то же время трогательно. Многие знаки, к сожалению, остались за кадром: напечатали всего 10. Может быть, потом сделаем остальные.

Проект Маши Арендт спонсировал благотворительный фонд «Кораблик». Его директор и соучредитель Дмитрий Акимов рассказал:

— Эта задумка нам показалась одной из самых интересных. Важно, чтобы маленьким пациентам не было страшно и грустно. Кстати, подобные вещи поднимают настроение не только ребенку, но и родителям. Когда взрослые видят, что малыш смеется, они собираются, говорят себе: надо бороться.

О пользе арт-терапии говорила и Марина Звягинцева:

— Работать в больнице психологически непросто. Когда монтировала кардиограмму на фасаде, увидела замученную маму, тащившую больного ребенка. Тот плакал, но вдруг остановился и сказал: «Смотри, у меня такая же машинка». И женщина встрепенулась. Ты словно делаешь людям инъекцию своим искусством. Дети приходят сюда за лечением, им вроде не до веселья. Но если мы не попытаемся помочь, малышам будет еще тяжелее.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть