Крым наводит мосты

05.12.2014

Нильс ИОГАНСЕН

Крым планируется превратить в полигон для новой индустриализации страны. Учрежденная здесь свободная экономическая зона (СЭЗ) предоставит льготы лишь несырьевым отраслям. 

Владимир Путин подписал закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно документу, с 1 января 2015 года для ряда отраслей на полуострове частично отменяются налоги, а таможенные платежи на ввозимое оборудование вообще аннулируются. Однако помогут только обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, хайтеку, транспортникам (в том числе судостроению), санаторно-курортной сфере и туризму. А вот нефтяники, газовики и прочие добывающие производства остались за бортом — работать на территории СЭЗ они смогут, но преференций не получат.

Таким образом, через Крым в скором времени в страну пойдут современные станки, металлообрабатывающие комплексы, установки для производства кристаллов (электроника), двигатели, навигационное оборудование — в этом экономика России сильно нуждается. Причем в ближайшие годы спрос будет только увеличиваться. Альтернативы индустриализации просто нет, РФ должна создавать собственные производства, ведь курс Запада на полную международную изоляцию нашей страны становится все более очевидным.

Между тем создание экономических зон вроде Калининграда по принципу «сборочного цеха» пока что не оправдало ожиданий. Штамповать западные автомобили по льготным налоговым тарифам там готовы, а вот развивать полноценное производство — дорого и хлопотно. Тем временем тот же BMW в Китае имеет уже два завода полного цикла производства: инвестиции исчисляются миллиардами евро, выпуск — сотнями тысяч авто в год. А в калининградский «Автотор» вложены сущие копейки, и там осуществляется лишь «отверточная» сборка машин из импортных деталей. 

Поэтому-то в Крыму и планируется изначально реализовать совсем другой сценарий. С транспортной точки зрения, полуостров, на котором расположено немало портов, достаточно удобен. И выбор именно Крыма для создания СЭЗ нового типа вполне логичен. Нечто аналогичное в начале 1980-х годов создали китайцы. В прибрежных районах (хорошая транспортная доступность, выход на международные рынки) были организованы четыре первые СЭЗ — в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямыне. Бурный рост экономики Поднебесной во многом обусловлен именно этим шагом. Льготное налогообложение способствовало притоку иностранного капитала. В СЭЗ сегодня поступает более 50% иностранных инвестиций в экономику КНР, здесь же производится более 60% экспортного товара. В Китае действуют уже более двух сотен экономических зон различного типа, представительства и производства всех иностранных компаний расположены только там. А на хорошем опыте не грех и поучиться.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть