Бумажные поборы

Нильс ИОГАНСЕН

26.01.2013

Справки из наркологического и психиатрического диспансера — время от времени каждому из нас приходится за ними обращаться. Например, для получения водительских прав или разрешения на владение оружием.

Казалось бы, ничего сложного — пошел, выписали тебе бумажку «не состоит», и все — конторы-то государственные. Однако не тут-то было — наши чиновники изобретательны донельзя.

Поездка по диспансерам не сулила никаких проблем. И действительно, в психиатрическом удалось управиться за 10 минут. В регистратуре проверили, что посетитель «в списках не значится», выписали бумажку установленного образца, потом ее не глядя завизировала усталый участковый психиатр, ну и наконец, в специальном окошке поставили печать. Все готово. Минимум времени, а затрат — и вовсе ноль. Как и положено в государственном медицинском учреждении.

Но радовался я рано. Наркологический диспансер огорошил огромной очередью уже на входе. Оказалось, что сначала тут выписывают не справки, а квитанции в Сбербанк. Бумажка, что человек не числится как алкоголик и наркоман, стоит 192 рубля. До ближайшего отделения банка — пара километров, при оплате дополнительная комиссия составила 30 рублей. Второй раз отстояв в очереди, получаю на руки талончик в кабинет, жду еще полчаса — врач изволит отсутствовать, — после чего мне опять-таки не глядя выписывают вожделенную справку.

Еще в регистратуре пытаюсь выяснить: почему в государственном диспансере за справку нужно платить? Таких же желающих полюбопытствовать немало, но суровая бабушка отвечает всем категорично: «Не хотите платить — идите отсюда, не мешайте работать». Такой аргумент действует безотказно. Справки нужны всем — на водительские удостоверения, на оружие, для осуществления сделки по покупке-продаже жилплощади, для устройства на работу (некоторые компании сегодня их стали требовать). Врач, которая выписывала бумажку, оказалась более разговорчивой. По ее словам, таково распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы, оно появилось в конце осени 2012 года. Деньги за справки просто обязали брать. Врачам от этого ни горячо, ни холодно, зарплату им не прибавили.

Получается, нас могут заставить платить за все, что угодно. И никто при этом не обязан отчитываться. Можно, например, еще и сделать платным вход в поликлиники — взимать, положим, десять рублей за вход и пятьдесят — за выход.

Платные справки — не единственное нововведение нынешней зимы. Получая (или продлевая) разрешение на охотничье, спортивное, газовое-травматическое оружие, теперь необходимо проходить «обучение» и сдавать «экзамен». В негосударственных структурах все удовольствие стоит шесть-семь тысяч рублей (пару месяцев назад ценник был в два раза меньше). За эти деньги декларируется курс теоретической подготовки и практики, по три-четыре часа каждая.

На «лекции» преподаватель, который сразу объяснил, что он полковник милиции в отставке, лишь нудно читал законы, через слово рекламируя услуги своей конторы. Якобы оружие можно покупать только при их посредничестве, все магазины — жулики, торгуют нелицензионным товаром. После чего всем объяснили, что не сдавших экзамен не будет.

Занятия в тире — отдельная песня. Патроны нынче дороги, поэтому на одного учащегося от щедрот выделили три копеечных мелкокалиберных боеприпаса и один от Сайги-410. Тоже самый дешевый. Экзамен никто не провалил. Даже тот гражданин, который напугал всех, в том числе и инструкторов, вращая пистолетом (в тот момент еще учебным, не боевым) в разные стороны. Отстрелявшись, люди старались побыстрее покинуть тир, пока их соратник по экзамену не вышел на огневой рубеж.

Впрочем, в «школу» можно вовсе не ходить: за 15-16 тысяч рублей лицензию на право владения оружием вам принесут прямо на дом. А есть люди, которые решат и более щепетильные вопросы. Например, задним числом организуют пятилетний стаж владения гладкоствольным оружием, чтобы можно было сразу купить нарезное. Были бы деньги.