Лембит Ульфсак: «Я благодарен за Тиля и Паганеля»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

23.03.2017

22 марта на семидесятом году жизни скончался народный артист Эстонской ССР Лембит Ульфсак. 

Любимый эстонец Советского Союза говорил о себе исключительно редко и скромно, но творческая жизнь Лембита Юхановича была счастливой и насыщенной. Родился в 1947-м, музицировал в самодеятельном ВИА. После окончания актерского факультета Таллинской консерватории поступил в молодежный театр, затем служил в театре драмы имени Виктора Кингисеппа. C 1969-го сыграл более чем в сотне фильмов. На тридцатилетие получил главный подарок судьбы — стал аловско-наумовским Тилем. «Я благодарен за Тиля и Паганеля. — говорил позднее Ульфсак. — Это было моим актерским счастьем. Без этих картин моя кинобиография была бы совсем бледной... Считаю, что советское кино как искусство выше Голливуда!» 

Затем были «Смерть под парусом» Неретниеце, «Инспектор Гулл» Прошкина, «Арабелла — дочь пирата» Симма, «Мэри Поппинс, до свидания» Квинихидзе, «Тайна «Черных дроздов» Дербенева, «ТАСС уполномочен заявить...» Фокина, «Милый, дорогой, любимый, единственный...» Асановой, «В поисках капитана Гранта» Говорухина. Пропадая в отпусках на киносъемках, легкий, пластичный, изобретательный актер ни разу не оставался в тени — купался в ролях любого масштаба и жанра, демонстрировал абсолютный слух к обстоятельствам места и времени — не только жил, а мыслил парадоксальными образами. Ульфсак расслышал в Тиле сатирические и лирические ноты, превратил комичного чудака Паганеля в птицу героического полета. Мистер Эй из «Мэри Поппинс, до свидания» пленил публику комфортабельным нонконформизмом, а главврач роддома в говорухинском «Конце прекрасной эпохи» — прямо противоположными свойствами.

В недалеком советском прошлом слово «прибалт» звучало гордо, Ульфсаку довелось вложить в него истинный талант — нравственный смысл, отменный вкус, мастерство преображения и богатство аранжировки. Лембит никогда не страдал звездной болезнью, чрезвычайно трепетно относился к любимому ремеслу, был настоящим исследователем экрана и сцены. В 87-м актер попытал силы в режиссуре — снял мелодраму «Радости среднего возраста», через пять лет комедию «Овечка в правом нижнем углу». До последних дней оставался Тилем прекрасной эпохи. Нет ощущения, что устал или иссяк.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS