Тяни подъем!

Елена ФЕДОРЕНКО, Сочи

29.06.2012

На свете есть несколько профессий, которые необходимо осваивать еще в детстве. Балет — из их числа. Своих будущих любимцев или узников Терпсихора выбирает против их воли. Решают либо родители, либо случай. И тут речь даже не о выборе профессии — о судьбе.

Ученицу балетной школы еще первоклашкой несложно опознать в стайке сверстниц: по строгой прическе, выворотной походке, «шарикам» икроножных мышц, прямой спине и вытянутой шее. Легко представить степень нагрузок, если уже через несколько месяцев после начала занятий меняется тело.

У каждого ученика развивается личный роман с балетом, а те, кто однажды вышел на сцену, навсегда становятся ее пленниками.

На конкурсе артистов балета в Сочи одни и те же вопросы были адресованы мною «маленьким взрослым» — самым младшим по юниорской группе: якутской и немецкой ученицам только-только исполнилось по 13 лет, мальчишки-одноклассники из Йошкар-Олы — на три года старше.

Ответы сложились в небольшие истории — на мой взгляд, весьма любопытные.

Тупсууна ТАТАРИНОВА учится в Якутском хореографическом колледже. Он носит имя Аксении Посельской — первой якутской балерины. Ее дочь — выпускница вагановской школы Наталья Посельская — основала и возглавила якутскую балетную школу. Здание уютное и комфортное, не уступает европейским. До выпускного звонка Тупсууне еще далеко, но она уже лауреат и дипломант нескольких конкурсов.

— Наша семья — мама и мы с сестрой — живет в селе. Летом мама помогает ветеринарам, зимой работает поваром в интернате. Никто из нас ничего о балете не знал, но танцевать я любила. Дома все время кружилась, а в школе солировала в народных танцах. На один из концертов приехал мой дядя из Якутска, спросил, хочу ли я стать балериной, рассказал, что там девочки порхают в красивых пышных юбках и бегают на кончиках пальцев. Решила попробовать, хотя уезжать из дома не хотелось. На экзамене Наталья Семеновна Посельская строго сказала: «Ты толстая и пришла на год позже. Сумеешь похудеть и сесть на прямой шпагат — приму». Как же было тяжело — болели ноги и очень хотелось есть: снились сладости, а ела в основном йогурты и рис. Танцую сегодня детские партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка», «Чиполлино». Мне хотелось станцевать перед жюри и, прежде всего, перед Юрием Григоровичем. У нас в театре идут его спектакли, и я их очень люблю.

Фабиенна ХОТТ живет в немецком городе Майнце и учится в балетной школе, которую открыли танцовщики Киевской оперы Ирина Старостина и Игорь Мамонов.

— Когда мне было два с половиной года, я увидела балет по телевизору и ни о чем другом уже думать не хотела. Родителям пришлось уступить — наверное, решили, что мое увлечение ненадолго. Говорили, что нужно серьезно заниматься в общеобразовательной школе. Я и занимаюсь только на «отлично», учу иностранные языки, играю на кларнете и фортепиано. И каждый день не могу дождаться занятий балетом. Подруги сначала обижались, что я не гуляю с ними, сейчас уже понимают, что балет — моя жизнь и мне хорошо только в балетном зале. Для меня конкурс в Сочи — первый. Среди вариаций, которые я подготовила к конкурсу, был монолог Катерины из «Каменного цветка» Юрия Григоровича, мне хотелось показать автору, как я чувствую его героиню. В Сочи мы все вместе занимались в классе и, несмотря на разные культуры и разные языки, прекрасно понимали друг друга.

Балетная школа Йошкар-Олы выросла буквально на наших глазах, вопреки скепсису многих. Когда солист Большого театра Константин Иванов покинул Москву, чтобы строить балет в родной марийской столице, его поступок вызвал недоумение. А несколько лет назад на международных конкурсах появились первые марийские ученики, удивив каллиграфической воспитанностью танца. Роман СТАРИКОВ и Артем ВЕДЕНКИН — одноклассники, до получения дипломов им еще год, но в театре они уже вовсю танцуют и побеждают на республиканских конкурсах.

Роман: Я из самой обычной, совсем не балетной семьи. Занимался в любительском кружке бальными танцами. Так решила мама, а мне понравилось. Потом увидели объявление о наборе на балетное отделение. Честно говоря, до экзаменов не видел ни одного балета. Когда я вышел на сцену, то понял, что хочу танцевать разные партии. Очень быстро получил сольную партию — Фрица в «Щелкунчике». Раньше мне казалось, что балет забрал у меня то, что есть у других ребят: на игры времени не было, только учеба, репетиции, спектакли. Завидовал соседским мальчишкам, а сейчас они завидуют мне — танцую в спектаклях театра, съездил на гастроли в Мексику.

Артем: Я видел балет в раннем детстве, мы из села специально приезжали в театр. Мама сказала: «Если хочешь, пойдем на экзамен». Меня увлекают виртуозные танцы, трюки — не только на сцене, но и на занятиях, нравится осваивать новые движения. Уже два года танцую Тимура в балете «Тимур и его команда». С театром ездим по России, показываем спектакли в разных городах, а в Мексике зрители здорово реагировали: громко аплодировали и бросали на сцену цветы.

Юные артисты, конечно, необычные дети. Они — другие, и сами это отлично понимают, когда говорят, что балет отобрал у них детство. Но он же и дал то, чего нет у других: крепкий характер, волю к победе, упорство и желание преодолевать трудности. Они рано взрослеют, но и рано постигают смысл жизни. А главное, глаза их светятся счастьем.