Ключик без права передачи

Ольга НИКОНОВА

30.04.2013

В прокат вышло анимационное «Возвращение Буратино». Повзрослевший герой должен победить нового Карабаса-Барабаса, превратившегося в авторитетного бизнесмена.   

Воспользовавшись не очень свежей идеей показать всеми любимых героев в современных жизненных реалиях, создатели мультфильма не особо напрягались, придумывая новые имена и занятия старым персонажам. Изменили имидж Карабаса-Барабаса: теперь это безбородый олигарх Баскара, олицетворение зла. Фабрика игрушек в центре Москвы дает этому господину возможность зарабатывать много денег несложным способом: штамповкой новых игрушек двух видов — робота Зубастика для мальчиков и куклы Гламушки для девочек.

Его помощник Дуремар стал Маредуром и в образе то ли смерти, то ли старьевщика ходит по городу в поисках потерянных игрушек, которые являются сырьем для производства новых. Сами когда-то забытые или выброшенные куклы живут в канализационном люке и иногда вылезают на улицу, чтобы посидеть под мостом в надежде увидеть своих хозяев. Уже эти мрачные образы в начале мультика наводят на мысль: стоит ли такое показывать малышам? На какую аудиторию авторы рассчитывали и какие струны детской души хотели задеть?

Реалий современной жизни здесь и правда много: казино, где работают Алиса и Базилио, мобильные телефоны, компьютеры — наверное, без всего этого создатели картины уже не представляют сегодняшнюю жизнь. Нынешние дети показаны в собирательном образе девочки Вари, внешне больше похожей на мальчика. Это смелое продвинутое дитя мегаполиса, жаждущее приключений. В свои семь лет и на язык остра, и одна по большому городу гулять не боится.

Иногда любимые герои возвращаются. Подтверждение тому — итальянский мультфильм 2006 года «Возвращение Пиноккио» (в нашем прокате — опять же «Возвращение Буратино») режиссера Орландо Корради. Вольная фантазия на тему, что могло бы случиться с сыном папы Карло, если бы он превратился в настоящего мальчика. Красочный, добрый мультфильм, где дух и идея сказки Карло Коллоди сохранены, поэтому появление деревянного человечка вызывает радость, равную той, которую испытываешь от встречи с давним другом.

В отечественном варианте Буратино стал подростком и говорит баском Оскара Кучеры. Образование, видно, так и не получил. Ни компьютером, ни мобильным телефоном пользоваться не умеет. Хотя, казалось бы, при его-то природной смекалке не овладеть этими достижениями цивилизации? Зато он смело, а скорее, безрассудно, вступает в рукопашную с железяками-уничтожителями. Возвращается Буратино лишь на время и только для того, чтобы победить Баскару. Да и друзья ему не очень нужны. Он приходит из ниоткуда и уходит в никуда.

Буратино — образ вечного детства и озорства. Этот мальчишка не имеет права становиться старше, иначе сказка потеряет смысл. Что и произошло в данном случае. А волшебства, на которое рассчитываешь, так и не случилось.

Начинать знакомство ребенка с Буратино с этого мультфильма не стоит. Показывать «Возвращение...» можно детям, которые уже прочли «Золотой ключик» (а лучше — и «Приключения Пиноккио») и, разумеется, посмотрели великолепный, уже 37 лет не стареющий фильм Леонида Нечаева. Проблема в том, что такой вот — «продвинутой» — малышне зигзаги нового сюжета покажутся малоинтересными, а диалоги — скучными.