Леонид Решетников: «Задача у казачества одна — возрождать Россию»

Михаил ТЮРЕНКОВ

13.07.2012

Роль казаков в дореволюционной и современной России, трагедию расказачивания и последующую реабилитацию казачества «Культура» обсудила с автором книги «Русский Лемнос», директором Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенантом в отставке, потомственным казаком Леонидом Решетниковым.

культура: Леонид Петрович, какова, на Ваш взгляд, историческая роль казачества? В чем его трагедия?

Решетников: История казачества неотделима от истории России, в жизни которой казаки всегда играли очень важную роль. Конечно, я имею в виду большинство казачества, а не меньшую его часть, которая жила идеей «вольницы» и являлась базой для мятежей Болотникова, Разина и Пугачева. Основная же часть казаков — донских, кубанских, терских, семиреченских, уральских — служила Российскому государству верой и правдой. Эта служба заключалась, в первую очередь, в защите и укреплении рубежей России. Однако не только в этом. Следует помнить, что казак — это вооруженный крестьянин, землепашец. Поэтому заслуга казачества в поднятии и развитии сельского хозяйства на юге России, в создании там общенародной житницы — не меньше, чем военная.

Что же касается ратных заслуг казачества, то это и покорение Сибири казачьим атаманом Ермаком при Иоанне Грозном, и совместная война русского и запорожского казачества против общего врага — Речи Посполитой — в XVII веке, героические подвиги казаков в Отечественную войну 1812 года.

Ну и, конечно, особая роль казаков — во время войны с Турцией 1877-1878 годов, когда русская армия, в том числе полки Кубанского, Терского и Донского казачьих войск, освободили православных братьев-славян от османского ига. В ХХ веке казачество проявило себя и в Русско-японской войне, и в Первой мировой.

Великой трагедией казачества, как и всей России, стал 1917 год и последовавшая за ним Гражданская война. Казаки раскололись на два лагеря: меньшая часть пошла за красными, большая — оказалась в рядах белых армий. Начало трагедии обозначилось еще в феврале 1917-го, когда казачьи части, расквартированные в Петрограде, под влиянием революционной пропаганды изменили Присяге. В 1918 году нежелание немалой части донских казаков воевать с большевизмом привело к трагической гибели атамана Алексея Каледина, порядочнейшего человека, патриота России. Но уже в самом ближайшем будущем донцы и другие казаки узнали, что такое большевизм. Многие поднялись на борьбу, но было уже поздно. В результате братоубийственной войны казачество понесло невосполнимые потери. В отношении казачества в ходе Гражданской войны и сразу после нее большевики применили чудовищные репрессии, независимо от того, служил ли казак в Белой армии или нет.

культура: По поводу расказачивания. Насколько 20 лет назад был важен акт Верховного Совета по реабилитации казаков? Соответствует ли сегодняшнее возрожденное казачество своему историческому образу?

Решетников: Сам акт «реабилитации» в отношении казаков абсурден. В отношении них большевики осуществили прямой геноцид. Кстати, об этом четко заявил Владимир Путин: «После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду». Было зверски убито около миллиона человек — в том числе женщин, стариков и детей. Говорить об их реабилитации также нелепо, как и о «реабилитации» жертв Холокоста или армянского геноцида. Здесь нужен иной государственный акт — о признании факта массового истребления русского народа, частью которого были казаки, осуществляемого большевистским руководством в 1917-1937 годах.

Что же касается Вашего вопроса, соответствует ли сегодняшнее казачество своему историческому образу, то отвечу так: не всегда и не во всем. В первую очередь, подлинный казак не может не быть православным. Православие всегда было сутью и основой его жизни. А процент сегодняшних воцерковленных казаков весьма низок. Во вторую очередь, казак должен быть связан со своей землей, своим хозяйством. Сейчас появился слой так называемых «городских» казаков, которые пока ищут свою идентичность, лицо, место в процессе возрождения казачества. Здесь немало наносного, поверхностного, хотя часто искреннего. А вот те казаки, которые живут на Дону, на Тереке и Кубани, которые связаны с землей своих предков, соблюдают традиции и обычаи, выполняют задачи охраны общественного порядка, в ряде случаев и границ, посещают богослужения, исповедуются и причащаются, — вот там заметно возрождение былого исторического образа.

культура: Какие задачи перед казачеством стоят сегодня? Есть ли у него перспективы?

Решетников: Задача перед казачеством, как и перед всем нашим народом, стоит одна: возрождать Россию. Наша страна должна стать, с одной стороны, высокоразвитой в экономическом и научно-техническом смысле, а с другой — духовной, базирующейся на исторических традициях и опыте державой. Казачество может сыграть серьезную роль в патриотическом воспитании нашей молодежи, привить ей чувство служения Отечеству, которое в последние десятилетия всячески принижалось и разрушалось.