09.09.2021
Нынешней осенью ожидается ввод в эксплуатацию образовательной части культурно-образовательного кластера в Калининграде на острове Октябрьский — ее готовность составляет более 90 процентов. Первые объекты планировалось сдать к началу учебного года, однако пандемия осложнила задачу.
Калининград — самый западный областной центр России. Он широко известен как город, где жил, преподавал и умер великий философ Иммануил Кант. Профессор логики и метафизики читал лекции в местном университете «Альбертина», одном из старейших учебных заведений Германии. Благодаря указу президента Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах, в котором указана необходимость создать четыре новых культурно-образовательных комплекса во Владивостоке, Кемерове, Севастополе и Калининграде, регион сможет продолжить уникальную образовательную историю.
В бывшем Кёнигсберге выходит на финишную прямую строительство культурного кластера. В него войдут концертные залы, музейные и выставочные пространства, филиалы наших ведущих театров, музеев, творческих вузов и школ. Строит его, как и остальные комплексы, группа компаний «Стройтрансгаз». Заказчиком выступает Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие».
Этот проект дорогой, его полная ориентировочная стоимость составляет 120 млрд рублей. Но эти средства выделяет не бюджет, а основной жертвователь «Национального культурного наследия» — компания «Роснефтегаз».
Калининградский кластер расположится на острове Октябрьский — так называется историческая часть Московского района Калининграда. Основных площадок запланировано две — Западная, на которой будет находиться сцена Большого театра, выставочные площади Третьяковки, и Восточная, где будут расположены образовательные учреждения.
Директор Балтийской высшей школы музыкального и театрального искусства — филиала Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в Калининграде Юлия Алейникова говорит «Культуре», что на Западной площадке строятся здания «потрясающей радикальной архитектуры».
— Эта архитектура беспрецедентна для нашей страны и будет иметь мировое значение. Достаточно сказать, что проект для них делало архитектурное бюро Захи Хадид. Мы ждем их открытия в 2023 году. А вот Восточная площадка — более консервативная, она вписана в архитектуру нашего города. Мы старались, чтобы сохранилась преемственность и с Кёнигсбергом, и с советским наследием, поэтому в оформлении используется клинкерный кирпич, — сказала она.
Если Театр оперы и балета — филиал Большого театра — и отделение Третьяковской галереи распахнут двери в 2023 году, то образовательные учреждения начнут свою работу уже в октябре этого года. Речь идет об учебном корпусе филиала Московской государственной академии хореографии (МГАХ), который рассчитан на 150 ребят, как и интернат, и об учебном корпусе филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (ЦМШ) на 150 учащихся с интернатом для 75 человек. Готова принять учеников и общеобразовательная школа с бассейном на 550 детей.
А вот окончания работ в здании Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства — филиала РГИСИ — придется подождать, оно готово на 70 процентов, как и кампусы для студентов и жилье для преподавательского состава.
Генеральный директор ООО «СТГ-Запад» (СТГ) Андрей Федоров говорит журналистам, что им очень повезло увидеть объект на его финальной стадии, когда в строение «вдыхается» жизнь. Что ж, с этим трудно спорить.
Здание школы — стильное, с большими панорамными окнами, задает рабочий тон и в то же время позволяет расслабиться. Возможно, этот эффект достигается за счет объемных пространств, светлой цветовой гаммы и строгого геометрического рисунка помещений.
Интересно, что при выборе интерьера или определенных технических решений застройщик интересовался мнением глав филиалов. Юлия Алейникова объяснила, что руководителей подключали на всех этапах строительства объектов.
— Мы смотрим на все решения и подписываем согласие или, наоборот, возражаем. Это очень хорошо, когда конечный пользователь принимает участие в процессе строительства. Так устроено на каждом объекте, — поделилась она с «Культурой».
По ее словам, решения касались и цветовой гаммы, и используемых материалов. Что касается последних, то подрядчик применял уникальные материалы и зачастую иностранного производства. Например, в отделке: в хореографических залах лежит специальный итальянской паркет, линолеум для занятий танцами тоже зарубежного производства. В России эти материалы применялись впервые.
В крыле, предназначенном для ЦМШ, — а здания общеобразовательной школы, филиалов МГАХ и ЦМШ, интернатов соединены, — есть необыкновенные акустические панели иностранного производства. В общих пространствах расположены огромные читальные залы и медиатека. Будущие Артуры Рубинштейны и Анны Павловы будут жить в комфортабельных номерах, которые язык не повернется назвать общежитием, настолько помещения стильны, удобны и красивы.
Спортивный зал прост и функционален. Напольное покрытие выдерживает повышенные нагрузки и, самое главное, является антитравматическим. Директор филиала ЦМШ «Балтийский» Лариса Волкова объясняет, что безопасность — основной подход, которым руководствовались при создании спортзала, да и образовательной части в целом.
— Нам очень важна безопасность детей. Ведь для них руки — инструмент. Поэтому использовались материалы, которые ее могут обеспечить. Программу же по физкультуре мы адаптировали под обучающихся, тем не менее элементы каждого вида спорта им будут даны, — поделилась она.
Надо сказать, что, несмотря на положительные эмоции, которые вызывает у местных жителей создание кластера, их беспокоит то, на чьи плечи ляжет содержание чудо-комплекса. Зампредседателя правительства Калининградской области Илья Баринов развеял их опасения, заверив, что оплата коммунальных платежей, а они будут огромными, ляжет на федеральный бюджет: «Мы не потратим ни копейки местных денег на коммунальные услуги, эти траты зашиты в бюджет проекта».
Напротив, идея создания такого рода комплексов состоит в том, чтобы сохранить творческий потенциал в регионах. Чтобы не получилось так, что экономически территория развивается, у людей формируются новые запросы, в том числе на потребление культурных благ, а кадров для создания этих продуктов нет, все уехали в Москву. Поэтому, по словам Юлии Алейниковой, главная цель РГИСИ — развивать уровневое образование в сфере культуры.
— Будем создавать штучных мастеров высочайшего уровня. Вообще, наш филиал рассчитан всего на 150 человек — это все направления и все годы обучения. А приглашены уже лучшие преподаватели, — рассказала она. — Начали же мы работу в прошлом году сразу с двух направлений: с подростками в Школе креативных индустрий и с магистрантами. Со следующего года собираемся сделать магистратуру международной. Хотим, чтобы к нам приезжали учиться студенты из-за рубежа. В некотором роде мы пытаемся сделать университет «Альбертину» в культуре. И хотя я экономист, главное в привлечение иностранных абитуриентов не доход, а то, что у России появляется инструмент влияния, который можно назвать мягкой силой.
Фото: www.stroytransgaz.ru Фото на анонсе предоставлено пресс-службой ГК «Стройтрансгаз».