Имени Глинки, под знаком Архиповой

Александр МАТУСЕВИЧ

25.12.2014

В Москве завершился юбилейный — 25‑й — Международный вокальный конкурс имени Михаила Глинки. Старейшее певческое состязание нашей страны, имеющее более чем полувековую славную историю.

Уже второй раз смотр проходил без великой Ирины Архиповой, которая возглавляла его на протяжении более чем сорока лет, вместивших в себя и эпоху расцвета в советские годы, и трудные переломные 1990-е, когда конкурс переформатировался, искал новый облик в изменившемся геополитическом и культурном контексте.

Хотя состязание и носит имя первого русского классика, конкурс совершенно справедливо долгие годы считался архиповским — певица вкладывала в него много сил и души, способствуя его процветанию и авторитету. Именно здесь зажглись звезды отечественного вокала: Владимир Атлантов, Александр Ворошило, Анатолий Кочерга, Алибек Днишев, Гегам Григорян, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Альбина Шагимуратова, братья Абдразаковы и многие другие. В советское время конкурс имел ранг всесоюзного, а после распада страны получил статус международного, однако по-прежнему остался перекрестком дорог для молодых вокалистов постсоветского пространства.

Нынешнее состязание исключением не стало: три четверти из более чем двухсот участников представляли Россию (что совершенно естественно для страны-организатора), вторую по численности делегацию прислала Монголия, солидные команды выставили две другие крупнейшие постсоветские республики — Украина и Казахстан, единицы конкурсантов приехали из Белоруссии, Армении, Киргизии, Эстонии, Молдавии, а также из Чехии и КНДР. США, Израиль и Испания были представлены на форуме нашими экс-согражданами.

Третий раз подряд конкурс проводится в Москве, где он и начинался в 60‑е годы, в то время как все «архиповское» сорокалетие смотр изрядно поколесил — до 1991-го по столицам союзных республик, затем — по российским городам.

Представительное жюри во главе с Владиславом Пьявко в течение декады трудилось напряженно: изнурительные многочасовые прослушивания двух первых туров прошли в Академии хорового искусства имени Виктора Попова, а финальный третий, длившийся более четырех часов и являвшийся одновременно и гала-концертом, — в Большом зале консерватории. Сделать выбор было и впрямь непросто: по качеству вокала нынешнее состязание оказалось очень сильным. Молодые певцы демонстрировали богатую природу голосов и недюжинное умение, выбирая преимущественно популярные, но весьма сложные оперные арии. С честью выдержал марафон и оркестр Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко — музыканты на протяжении всего концерта оставались чуткими аккомпаниаторами певческих дарований.

Первые премии достались сладкоголосому украинскому тенору Валентину Дытюку, пленившему зал с первой ноты невероятной красотой тембра, и мощной вагнеровской сопрано из Калмыкии Юлии Яшкуловой, буквально вдавившей публику в кресла исполинской силой звучания. Вторая и третья премии у женщин также достались россиянкам Екатерине Корякиной и Венере Протасовой. А вот у мужчин и «серебро», и «бронзу» пришлось поделить: оба вторых места завоевали монгольские вокалисты Чулуунбаатар Бадрал и Оюунцэцэг Хурэлбаатар, поразившие слушателей богатством тембров, силой звучания и европейской культурой пения. Оба третьих места — у российских баритонов Антона Зараева и Александра Суханова: красота и наполненность их голосов буквально завораживала.