Сотки преткновения

Иван РЫБИН

25.05.2017

Конфликт из-за границ дачных участков — что может быть банальнее? Увы, подобные споры случаются ежедневно, а пострадавшие от самозахватов, к сожалению, практически всегда оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Такое у нас правовое поле. Но бороться можно и нужно.

Простая история из жизни: соседка подвинула забор на метр, якобы нечаянно, но почему-то ошиблась в свою пользу, прирезав около сотки. Вызванные геодезисты подтвердили факт незаконного отчуждения части моей земли, однако пришлось привлекать еще и юриста, чтобы разрешить спор.

«Согласно ныне действующему законодательству вы не имеете права наносить ущерб чужой собственности, даже если она без согласия владельца участка, то есть вас, находится на вашей территории. В данном случае речь идет о заборе, который нельзя взять и разрушить. Землемеры-геодезисты ничего поделать не в состоянии, полицейские — тоже. Имеет силу лишь решение суда, а опротестовывать его можно чуть ли не бесконечно. Другое дело, что вполне реально открыть встречное производство — за неправомерное пользование землей. И потребовать выплату арендной ставки по своему усмотрению. Вот только как простому человеку добиться исполнения судебного вердикта?» — рассуждает помогавший мне юрист Константин Большаков.

— Как хочу, так забор и ставлю, — мне виднее, — горячилась соседка. 

Увы, многие люди даже не подозревают, что эта несложная процедура теперь законна после того, как вы вызвали землемеров, они расставили колышки и это зафиксировали. Можно начинать строительные работы.

— Вы же нас не приглашали для установки ограды, вот и ошибка произошла, мы ее сейчас отразили в своих документах. Они для суда имеют статус вещественных доказательств. Точность моего прибора менее десятка сантиметров, а у вас тут больше метра расхождения в сторону соседа, — объяснял «захватчице» сотрудник одной из геодезических компаний, прописанной в Истре.

Мне повезло — специалисты оказались убедительны, соседка «прониклась». Главное, ей явно не хотелось головной боли со встречным иском, ведь свой участок она продает. А в такой ответственный момент проблемы с законом — лишние. Любое упоминание ее собственности в судебных документах (риелторы это всегда отслеживают по кадастровому номеру, и не только) — и кусок земли на долгие годы станет абсолютно неликвидным.

Вызванные рабочие аккуратно демонтировали незаконный забор и бережно уложили его на чужой территории, оставив в целости и сохранности. И переговоры, и работу геодезистов (около десяти тысяч рублей, которые мне никто не компенсирует, как и затраты на демонтаж), и снос ограды подробно фиксировали на видео — если соседка вдруг решит повоевать снова, эти материалы станут «вещдоками». Хорошо, хоть за выезд юриста платить не пришлось, он мой товарищ и поработал по-дружески бесплатно. Свидетели нашлись сами собой, жители окрестных коттеджей с удовольствием поучаствовали в установлении справедливости. Они, кстати, тоже нужны, если что — пригодятся на суде.

«Беда в том, что потерпевший, по сути, должен с трудом отстаивать свои права, тратить на это время, силы и средства, а нарушитель будет ему еще и всячески препятствовать. Ничего с этим не поделаешь — такие у нас законы, где все поставлено с ног на голову. За границей подобное просто невозможно, там «захватчика» (если кто-то решится на подобное, но это — фантастика) моментально задержат, а потом и оштрафуют на колоссальную сумму», — сетует Константин Большаков.

Другой типичный предмет споров дачников — регламентированные законодательством правила установки все тех же ограждений. Многие любят возводить глухие «китайские стены», затеняя при этом соседей. Советские СНиПы никто не отменял, а там четко прописано, что в частном секторе хозяевам разрешается окружать свои фазенды «заборами с просветами» до 1,5 метра высоты. Это может быть штакетник, сетка, перфорированный лист или еще что-то в этом роде. Глухие «стены» дозволены лишь со стороны проезжей части.

Конечно, никто не мешает попытаться получить разрешение и на «монолит» между участками, только не выше метра, как ни бейся. Кроме того, запрещено возводить капитальные строения ближе трех метров к забору, а между жилыми домами на соседних участках, согласно пожарной инструкции, должно быть не менее 11 метров. Естественно, все нарушают, поэтому скандалы с затенением и близкостоящими постройками — рядовое явление.

Но не торопитесь в суд. Дело-то вы довольно легко выиграете, однако дачи своей можете и лишиться. Ежегодно многие тысячи загородных домов горят — соседи «пускают петуха» «правдолюбам». Обычно, даже когда факт поджога совершенно очевиден, его оформляют как «замыкание электропроводки» либо «неосторожное обращение с огнем». Полиции совершенно ни к чему очередной «висяк», да и пожарным сподручнее. 

Плодово-ягодные деревья и кустарники, высаженные по границам угодий, также порой становятся причиной разногласий. Однажды как раз из-за этого слегка повздорили один известный музыкальный продюсер и чуть менее знаменитый редактор. На дне рождения своего друга, слегка приняв на грудь, первый стал разбираться с делами дачными.

— Ты, Саша, малину мою собираешь, — укорил он соседа.
— Собираю, хорошая малина, сочная и вкусная, — довольно ответил обвиняемый.

— Так она же моя, у меня растет! — гнул свое музыкант.
— Да, но кусты висят на моей стороне, моим солнцем освещаются. Значит, имею на них право! Я только с них ягоды рву, к тебе за забор не лезу, — резюмировал шеф-редактор.

Довод был оценен и принят. Дачники улыбнулись и пожелали друг другу здоровья. История, конечно, почти что анекдотическая, но очень понятная и дельная: «ребята, давайте жить дружно».

Все сказанное выше — дела частные, касающиеся двух человек. А если где-то в истории появляется организация (скажем, «товарищество»), умножайте проблемы на десять: чем больше интересантов, тем хуже. Здесь уже без помощи грамотного адвоката не обойтись. В противном случае коллектив, не всегда готовый слушать доводы разума, житья вам не даст.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS