Кому была выгодна амнистия-53?

27.07.2013

Рой МЕДВЕДЕВ, публицист:


Ответственность за все несет Лаврентий Берия. Именно ему была полезна напряженность в стране, которая возникла после того, как на волю вырвались уголовники.

Правда, в народе амнистию 1953 года называли «ворошиловской», потому что указ подписал Климент Ефремович. А вообще она была какой-то непонятной, немотивированной. Умер великий вождь, объявлен траур, а ведь ранее заключенных всегда освобождали только по каким-то праздникам. Логика властей представлялась людям загадочной.

В указе от 27 марта перечислялись статьи УК, по которым следовало амнистировать, но реально выпускали намного больше зэков, причем осужденных за совершенно другие преступления. Все уголовные зоны — с 1949 года воры и бандиты сидели отдельно — опустели. Доходило до того, что приходилось останавливать стройки, на которых они трудились. Например, в Нижнем Тагиле. Я в то время там жил.

Люди рассматривали амнистию 53?го как настоящее бедствие. Ведь на свободу вышли те, кто сидел за наиболее тяжкие преступления. И они тут же принимались за старое — грабить, убивать. В стране произошел беспрецедентный всплеск преступности. Причем не сразу, а спустя несколько месяцев. Весной выпустили немногих, летом 53?го процесс принял уже массовый характер.

Игорь ФРОЯНОВ, историк:


Амнистия 1953 года — логическое продолжение той антисталинской линии, которую проводил партаппарат СССР после окончания Великой Отечественной войны. Из тюрем и лагерей выпустили уголовников, полицаев, предателей-власовцев, националистов, сепаратистов, дезертиров, вредителей, шпионов, воров и политических противников власти — троцкистов, кулаков и прочий антисоветский элемент. Именно эта публика помогала Хрущеву уничтожать то, что было сделано в стране за предыдущие три десятилетия. Она стала «социальной подкладкой» его политической линии. Реабилитированные создавали благоприятную почву для той волны, которую Никита Сергеевич гнал на Сталина. Именно они готовили советских людей к ХХ съезду — сеяли сомнения, поливали грязью все светлое, то есть дестабилизировали общество.