Небесная история: от «Русского витязя» до Ивана Кожедуба

31.05.2013

Нильс ИОГАНСЕН

Век назад, в мае 1913 года, поднялся в воздух первый в мировой истории тяжелый самолет — это был отечественный «Русский витязь» конструкции Игоря Сикорского. И такие прорывы в авиации наша страна осуществляла не раз. Представленные в Центральном музее ВВС России экспонаты — наглядное тому свидетельство.

«Русский витязь»

Конец мая — самое горячее время для музея. Сюда, в подмосковное Монино, приезжают толпы народа. Чтобы сфотографировать тот или иной экспонат, даже в будний день приходится долго ждать своей очереди. Но вот юбилей полета «Русского витязя» здесь почему-то не отмечают, никаких памятных и тематических мероприятий не запланировано. Причина проста: справиться бы с рутинной работой, с текучкой. У экскурсоводов нет свободной минутки — все расписано. Так что вроде и дата этапная, но упрекнуть сотрудников музея в том, что, дескать, проморгали, язык не поворачивается.

— К нам всегда приезжало много народа, поток посетителей не уменьшался даже по сравнению с наиболее благополучными советскими годами, — рассказывает мой провожатый, руководитель научно-экспозиционного отдела Центрального музея ВВС Александр Тихоненко. — Как и прежде, это школьники и студенты, организованные экскурсии с предприятий, большие группы иностранцев, да и самотеком много посетителей приходит.

Сильные и быстрые

Мы входим на главную «аллею» экспозиции — здесь расположились гиганты, многие из которых совершенно уникальны. У самого входа посетителей встречает вертолет «В-12» (его еще называют «Ми-12»). Это самый крупный в мире вертолет с наибольшей грузоподъемностью. Строго говоря, не совсем вертолет, а, скорее, некий гибрид с самолетом — крылатая машина с несущими винтами. В 60-е годы его построили для перевозки баллистических ракет, грузовой отсек представляет собой длинный короб размером 28,15 х 4, 4 х 4,4 метра. Но вскоре были разработаны более компактные и легкие носители атомного оружия, поэтому проект приостановили. Некоторое время «В-12» изумлял весь мир, на нем установили массу различных рекордов, которые не побиты и по сей день. Так, однажды он поднял на высоту 2255 метров более 44 тонн, в другой — 31 тонну почти на три километра.

Одним своим видом машина внушает уважение: два огромных 35-метровых винта по обеим сторонам титанического фюзеляжа, гондолы двигателей, каждая размером с небольшой самолет. К счастью, сохранились оба опытных экземпляра Фото: РИА "Новости"этого изделия, но, как отметил Александр Тихоненко, только в Монино стоит полностью укомплектованный аппарат. Тот, что расположен на территории его родного Московского авиационного завода им. Миля, не имеет винтов и многих других деталей и узлов.

…Стремительный красненький пластмассовый самолетик с двигателями на концах стреловидных крыльев — такая игрушка была практически у любого советского мальчишки. А вот и настоящий красавец «М-50», стратегический бомбардировщик КБ Мясищева. Почему именно его сделали прототипом чуть ли не самой массовой патриотической игрушки, сегодня уже никто не объяснит. Наверное, потому, что новую разработку показали на воздушном параде в 1961 году, и все, в том числе иностранцы, были глубоко поражены ее красотой и мощью.

Увы, взятые конструкторами обязательства машина не выполнила. Скорость звука «М-50» так и не одолел, подвели смежники с двигателями. Однако работы продолжались, конструкцию совершенствовали. До тех пор, пока не ликвидировали само КБ — тогдашний руководитель страны Никита Хрущев сделал ставку на одни только ракеты и развитие всех прочих видов вооружения заморозил. Именно тогда прекратили разрабатывать новые танки, артиллерийские системы, самолеты и боевые корабли. Потом пришлось с огромным трудом наверстывать упущенное. Но «пятидесятый» так и не возродили, и лишь в 1981 году КБ Туполева разработало в чем-то аналогичную машину, стратегический бомбардировщик «Ту-160». Ему-то уже удалось преодолеть звуковой барьер.

Крылатый титан

Стальной «М-50» соседствует с другой совершенно уникальной машиной — «Т-4» (изделие 100) КБ Сухого. Специалисты уважительно называют его «Сотка». Военная профессия — убийца авианосных ударных групп (соединений боевых кораблей, ударным ядром которых является авианосец; это главная составляющая сил быстрого реагирования США).

Огромный самолет целиком сделан из сплавов титана, легкого и крайне прочного металла. Машина успешно уложилась в заявленные требования по скорости, дальности полета и полезной нагрузке, тем не менее в начале 70-х программу внезапно закрыли. Первый из трех построенных «Т-4» в 1982 году передали в Монино, два остальных порезали на металл.

Почему?

Фото: Нильс Иогансен— Титановый самолет был слишком дорог, страна бы разорилась на его производстве, — объясняет мой экскурсовод.

Да, дорог, не без того. Но все-таки основная причина, почему «Сотку» закрыли, была в ином. Как поговаривают в среде авиаторов, Туполев, пользуясь своим огромным авторитетом, просто убрал конкурента, не заботясь о обороноспособности государства. Между тем «Т-4» мог стать тем самым «асимметричным ответом» американцам. Совершенно неуязвимый для ПВО предполагаемого противника (скорость «Т-4» — более 3000 км/ч), ударный самолет был бы отличным фактом сдерживания.

Тем не менее было бы несправедливо обвинять КБ Туполева во всех грехах, его самолеты стояли и стоят на страже неба нашей Родины. В Монино имеется целых два «Ту-95»: один из первых, модификации «Н», и современный, «МС».

— Вот с такого впервые была испытана водородная бомба, — объясняет Александр Тихоненко, указывая на модель «Н». — А этот (поворачивается к «МС») — уже из последних серий, конца 90-х. И не смотрите, что они внешне похожи, на самом деле перед вами две совершенно разные машины. Другие двигатели, авионика, вооружение — все другое.

Созданный с огромным запасом прочности и не менее гигантским ресурсом для модернизации, «Медведь» (так по классификации НАТО называют в мире «Ту-95») еще долго останется на вооружении ВВС России. Обидно, что его «гражданская модификация», экономичный и скоростной пассажирский лайнер «Ту-114» («Культура» рассказывала о нем в № 42 за 2012 год) больше никогда не устремится в небо. Он стоит тут же, рядом. Как живой укор глупости чиновников советской гражданской авиации, поспешивших избавиться от всех турбовинтовых машин.

За чкаловским штурвалом

Есть в Монино и гражданские самолеты. Сверхзвуковой красавец «Ту-144», равно как и 114-й, — обязательные пункты в программе осмотра. А вот другие, не менее уникальные машины, — нет. Они стоят в стороне от экскурсионных тропинок, хотя не менее интересны. Например, кто знает про «Ту-124»? 104-й помнят все, 134-е летают и по сей день, а вот «промежуточное звено» сохранилось чуть ли не в единственном экземпляре. Между прочим, именно на нем в свое время тренировали космонавтов, там они учились работать в невесомости.

Коллекция музея сегодня составляет 170 машин, история отечественной авиации, особенно создания тяжелых машин, представлена почти полностью. Хотя некоторых этапных для страны экспонатов здесь пока нет. Например, «Ту-160», Фото: Нильс Иогансенудивительно красивой и мощной машины, основы нашей стратегической авиации. Впрочем, не исключено, что вскоре она появится.

— Нам уже показывали наш будущий экспонат — из числа тех, которые выработали свой ресурс, — рассказал «Культуре» начальник Центрального музея ВВС России Александр Гончаров. — Было это лет пять назад, но пока дальше слов дело не идет.

Тем не менее в музее абсолютно уверены, что через некоторое время посетителей прямо на входе будет встречать именно эта удивительная машина.

Конечно, работникам музея хотелось бы большего. Например, челнока «Буран», тем более что тут уже есть ЭПОС — опытный боевой орбитальный аппарат авиационно-космической системы «Спираль», причем побывавший в околоземном пространстве (см. «Культуру» № 9 за 2013 год). Не помешал бы и «Лунь» — уникальный экраноплан, который ржавеет и постепенно разрушается на стоянке в Каспийске. Хотелось бы увидеть тяжелый бомбардировщик «Пе-8» (более раннее обозначение — «ТБ-7») — первую советскую «летающую крепость» времен Великой Отечественной.

Между прочим, где-то в ангарах Монино лежат фрагменты этой машины, но ведь ее нужно восстанавливать. А делать это негде и некому. Собственной ремонтно-восстановительной базы в музее нет, да, к слову, никогда и не было. Подновить самолеты и вертолеты работники в состоянии, но не более того. Хотя в аналогичных зарубежных музеях подобная деятельность ведется.

Впрочем, музей постоянно развивается. Недавно построен новый просторный и светлый современный ангар, туда вскоре переместятся все машины 40-х годов. В том числе и «Ла-7» трижды Героя СССР Ивана Кожедуба, сбившего в войну 62 самолета противника. Впрочем, такой машине место в ангаре уникальных экспонатов, где стоит, например, «АНТ-25» — точно такой же, как тот, на котором знаменитый экипаж Чкалов – Байдуков – Беляков совершил свой феноменальный трансарктический перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер. Там же, в «уникальном» ангаре, можно увидеть и «Илью Муромца» — прямого наследника «Русского витязя», того самого, с которого мы начинали свой рассказ. К сожалению, ни одна из этих машин не сохранилась, и в Монино представлена точная копия.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть