«Жадный, страстный интерес к искусству»: чем Омск жил в годы Гражданской войны

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

27.10.2023

«Жадный, страстный интерес к искусству»: чем Омск жил в годы Гражданской войны

Культурная жизнь Белой столицы не замирала ни на минуту вопреки страшным событиям русской смуты. Об этом — новая книга историка Ирины Девятьяровой.

В последние годы в Омске регулярно выходят книги, посвященные самому яркому и драматичному периоду его истории — времени Белой столицы, когда имя сибирского города как центра Белогвардейского движения постоянно фигурировало в заголовках иностранных газет. Долгое время этот период был тщательно забыт и не затрагивался исследователями. Теперь же наступило время возвращения забытого.

Недавно увидела свет новая книга главного научного сотрудника омского музея изобразительных искусств имени Врубеля, заслуженного работника культуры кандидата исторических наук Ирины Девятьяровой «Очерки художественной жизни Омска в годы Гражданской войны в Сибири. 1918–1922». Это издание возвращает нам объемный и значимый пласт, на многие годы выпавший из культурной летописи России. Забытые имена и лица, чудом сохранившиеся работы тех, чье творчество пришлось на страшное время русской смуты. Служителей муз, создававших свои творения в экстремальных условиях, не благодаря, а вопреки.

— Прежде всего речь, конечно, идет о Белой столице. Но вообще, здесь охватывается большой территориальный диапазон — приводятся подробности культурной жизни в других сибирских городах. Причем мы говорим не только о 1918-1919 годах, ставших знаковыми для Омска, но и о более длительном периоде — до окончания Гражданской войны в 1922 году. Мы по-разному можем относиться к тем далеким событиям, тревожным и неоднозначным. Но, тем не менее, это очень яркий этап истории Омска, истории Сибири, который во многом предопределил развитие культуры нашего региона, — отменила на презентации издания директор Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Фарида Буреева.

Книга посвящена творчеству художников, оказавшихся во время гражданской войны на территории, подконтрольной белому правительству. Она стала итогом многолетней работы и кропотливых архивных поисков. Большую помощь в поисках нужной информации Ирине Девятьяровой оказал старший научный сотрудник института мировой литературы РАН Владимир Нехотин. В объемный том вошли очерки разных лет, и новые исследовательские работы. А еще редкий, никогда прежде не публиковавшийся художественный и документальный материал, выявленный в российских и зарубежных архивах, музеях и библиотеках. Уникальное издание увидело свет благодаря поддержке омского мецената Святослава Капустина.

— Сегодняшнее событие не случайно происходит в Музее изобразительных искусств имени Врубеля, в прекрасном зале, где представлена русская живопись. Как это не странно, мой интерес к истории, к краеведению возник именно на основе изучения русской живописи. Большая часть произведений, которые сегодня хранятся в нашем музее, пришла из Москвы и Ленинграда в 20-е годы, из Государственного музейного фонда. Но в Омске была и собственная художественная коллекция — ее собирали члены Общества любителей изящных искусств Степного края. Они раз в год организовывали выставку. Третья весенняя выставка состоялась как раз в 1919 году. Но наступает осень 1919 года, многие представители омской интеллигенции отправляются вслед за армией Колчака на восток. Оставляют свои коллекции в Омске, надеясь, что вернутся, но они не вернулись. Теперь эти замечательные произведения находятся в собрании нашего музея. А далее материал, посвященный Белой столице, стал расширяться. С Белым Омском оказалось связано столько необыкновенных людей с яркими биографиями. Я писала статьи, выступала на конференциях, организовывала выставки, — рассказала гостям презентации Ирина Девятьярова.

В 1918-1919 годах Омск стал настоящим «приютом благородных муз»: здесь собралось множество творческих людей — поэтов, писателей, художников, не принявших Октябрьскую революцию. Вопреки всем трагическим обстоятельствам творческая жизнь в столице белой России не замирала ни на минуту. Один из современников констатировал: «И в этой воспаленной атмосфере — страшный, на первый взгляд, жадный, страстный интерес к искусству. Вернисажи, поэтические турниры, литературные вечера». В городе, жившем практически на осадном положении, художники устраивали выставки, в газетах публиковались статьи об искусстве — например, очерк поэта Георгия Вяткина «М. Врубель, великий уроженец Омска».

Преподаватель рисования Омского кадетского корпуса Алексей Клементьев — ученик Репина, плодотворно работающий во всех жанрах художник, увлеченный исторической темой и мифологией, вел художественные курсы, которые он организовал еще в 1916 году. Прибывший в Омск Борис Денике — известный историк и искусствовед — предложил создать в городе литературно-художественный кружок. Кстати, он первым заговорил о необходимости изучения и охраны памятников деревянного зодчества Сибири. Скульптор Иван Шадр работал над проектом грандиозного Памятника мировому страданию — жертвам Великой войны, которую потом назовут Первой мировой. Но эта идея так и останется нереализованной. Ярким событием культурной жизни Белой столицы стал визит в Омск отца русского футуризма Давида Бурлюка. Во время своего «Большого сибирского турне» Бурлюк выступал в Омском политехническом институте — там проходили выставки и «вечера-грандиозары» (так с истинно футуристическим размахом Бурлюк именовал свои выступления) с искрометными диспутами.

Белой столице был отведен недолгий срок. Но было бы ошибочно думать, что после того, как в конце 1919 года Красная армия взяла Омск, все кануло в небытие. Свет Белой столицы не угас. В городе, разрушенном гражданской войной, был организован Худпром — художественно-промышленный техникум, задуманный еще во времена Белого Омска. Кстати, в омском Худпроме историю искусств, рисование и проектирование преподавал внук всем известного скульптора Петра Клодта Евгений Клодт. Он решил возвратиться в город, где провел детство его знаменитый дед. Громко заявившая о себе группа омских футуристов «Червонная тройка» по сути возникла в результате гастролей Давида Бурлюка. Художник Виктор Уфимцев, побывавший на одном из «грандиозно-экстраординарных лекций-вечеров» Бурлюка, писал потом в воспоминаниях: «С вечера я ушел футуристом». А Федор Мелехин, пришедший в Омск в 1918 году вместе с Народной армией и бывший в Белой столице начальником отдела по Внешкольному образованию в войсках, занимался организацией культурного досуга солдат. Он станет первым директором Западно-Сибирского краевого музея, создаст в музее художественный отдел, который потом превратится в крупнейшую за Уралом сокровищницу изобразительного искусства — Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля.

Фотографии Елены Мачульской.