Иван Носырев: «В годовщину завершения битвы мне исполнится 93»

Наталья МАКАРОВА

13.07.2018

Невысокий, худощавый пожилой мужчина — полковник в отставке Иван Григорьевич Носырев. Его, уроженца поистине русских мест — небольшого села, окруженного вековыми березами, вблизи Ясной Поляны, война настигла в семнадцать лет и почти сразу же бросила в самое пекло — на Курскую дугу. Накануне 75-й годовщины одного из ключевых сражений Великой Отечественной «Культура» попросила офицера рассказать о тех днях.

культура: Каково Ваше первое воспоминание о войне?
Носырев: Я помню это страшное время с самого начала — уже вечером 22 июня 1941 года стали приходить повестки на фронт, плакали женщины и дети... Всего из нашего села Лутовиново Тульской области призвали чуть меньше сотни человек, вернуться суждено было лишь трети из них.

В конце октября 41-го я видел, как немцы заправляли танки, а потом двинулись на Тулу. В те же дни враги заняли наше селение, нам с мамой и братьями пришлось жить в оккупации 72 дня. Отец погиб в первые дни войны.

культура: Скоро Вы сами оказались на передовой...
Носырев: Мне было семнадцать с половиной лет, когда в январе 1943 года меня и четверых моих одноклассников вызвали в тульский военкомат. Нам навстречу вышел бывалый фронтовик, полковник, со словами: «Ну, что, желторотые, и до вас война дошла, не позорьте туляков... Возвращайтесь домой живыми и здоровыми».

Нас отправили в Телавское пехотное училище, которое тогда находилось в Скопине Рязанской области. Когда на Курской дуге начались жестокие бои, нас бросили на пополнение рядовыми солдатами Брянского фронта. Помню словно одно мгновение — военкомат, затем тульский вокзал, потом уже трясемся в товарном вагоне, и вот тебе война.  

культура: Вам выпало оказаться там в самое ожесточенное время...
Носырев: 5 июля немцы начали штурм Курской дуги, однако сразу же встретили сильнейший отпор со стороны советских войск. Меня распределили на Брянский фронт. Наши войска должны были нанести главный удар по Орлу — операция под кодовым названием «Кутузов». 12 июля в районе деревни Казинка Орловской области мы начали наступление. Задача — наносить фашистам тяжелые удары и отбрасывать их с захваченных территорий.

Так, с пулеметом Дегтярева в руках, мы открывали огонь по немцам, когда они, начав атаку, уходили от своих окопов метров на сто, чтобы на ровном месте нанести как можно более весомый вред. Получив отпор, они отступали назад к своим окопам, приводили себя в порядок, обновляли состав боеприпасов и снова в бой. И все начиналось заново. Метр за метром мы освобождали наши земли, деревню за деревней. Фашисты, конечно, всеми силами пытались сдержать наше наступление. Они устраивали сильнейшие артиллерийские и авиационные налеты.

На дворе июль, солнце припекает — будь здоров! За все время Курской битвы не было ни одного пасмурного дня. Воевать в такую жару очень сложно.

культура: Что чувствовал юноша, оказавшись перед лицом смерти?
Носырев: Каждая атака — вызов! Одна мысль: лишь бы остаться живым. Мы были морально подготовлены ко всему. Из атаки вышел — слава Богу, живой, а завтра неизвестно, что будет. Расслабляться некогда, надо подняться, идти навстречу противнику, который бьет из стрелкового оружия, минометов, пулеметов, артиллерии. Наша задача — врага уничтожить и двигаться дальше.

культура: Цель операции была достигнута...
Носырев: К 4 августа мы подошли к восточной окраине Орла. Ворвались в город — фашисты отстреливались со вторых и третьих этажей, с крыш домов. Наши войска серьезно взялись за дело и в течение двух дней освободили все улицы и вышли на западную окраину города. Тогда же удалось выбить их и из Белгорода. Как немцы лихо наступали на наши земли, так же быстро и бежали. 23 августа мы освободили Харьков, этот день ознаменовал собой окончание великой Курской битвы — переломного периода Великой Отечественной войны. С того времени фашистам пришлось забыть, что значит «вперед на восток», мы их, миленьких, гнали обратно, к западу.

На подступах к Брянску в сентябре 1943 года я получил ранение в правое плечо, меня направили в госпиталь, а оттуда в запасной полк. Затем было Московское военно-инженерное училище, после выпуска — звание младшего лейтенанта. И снова на фронт. Я дошел пешком через Украину, Белоруссию, Польшу до самого Берлина. Возглавлял разведывательную группу, перед Берлинской операцией пробыл шестнадцать дней в тылу врага — добывал ценные сведения. Был награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени.

культура: Как сложилась Ваша жизнь после войны?
Носырев: Я служил инженером в Одесском военном округе, затем возглавлял оперативно-разведывательный отдел, объездил весь Советский Союз, всю Европу, а в семидесятых судьба забросила меня в Сомали — в командировку в качестве военного советника начальника инженерных войск. Мы с женой вырастили сына и двух дочерей. В годовщину завершения Курской битвы — 23 августа — мне исполнится 93 года.