Город мастеров

Нильс ИОГАНСЕН, Галич

13.10.2016

Историки Русского географического общества (РГО) и Костромской археологической экспедиции сделали уникальное открытие: по данным раскопок сезона-2016 установлено, что древнерусский город Унорож датируется VII–VIII веком. 

Однако главные находки ждали исследователей рядом: соседние хутора, где обнаружены следы развитой цивилизации, относятся и вовсе к началу второго тысячелетия до нашей эры. 

На севере Костромской области великое множество очень древних развалин — для местных жителей это далеко не секрет. Более того, в народе сохранились и предания о временах «Руси изначальной», в том числе имена стародавних вождей. С происхождением Галича, вблизи которого находятся объекты раскопок, тоже не до конца все ясно.

— Считается, что основал город Юрий Долгорукий, первое упоминание в летописях встречается уже после смерти князя, в 1159 году. Хотя известно, что еще воевода княгини Ольги — Свенельд — бывал в наших краях и даже переименовал здешнее селение. Ранее оно называлось Гавилон, что значит «многолюдный», — уверен галичский краевед Николай Сотников.

Второй непонятный момент — обилие находок, не поддающихся объяснению с точки зрения канонов классической истории.

— Так называемый «Галичский клад» бронзовых изделий, найденный в 1835-м, до сих пор не исследован. Тогда, на заре археологии, его датировали XIII столетием до н.э., но прошло почти два века, и наука ушла далеко вперед. Изучение состава бронзы, из которой сделаны фигурки, дало бы возможность понять, где, когда и как они отлиты. Старший научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН Сергей Кузьминых готов произвести анализ, сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы нам позволили взять микроскопические пробы. А пока людям рассказывают домыслы по поводу того, что изображают фигурки. Например, есть там статуэтка писающего мальчика. Вы зайдите в местный краеведческий музей, послушайте... — отправляет меня председатель Костромского областного отделения РГО Роман Рябинцев.

Оригиналы клада хранятся в Государственном историческом музее, в Галиче — только копии. Но и они главная достопримечательность экспозиции. А вот и мальчик. Или не мальчик?

— Это фигурка шамана, он слегка согнул ноги, обращаясь к духам земли, и прижал к животу руки, взывая к силам неба. Колдун выполняет обряд, призывающий божества дать земле плодородие, — объясняет научный сотрудник краеведческого музея Лариса Боброва.

Будто бы кто-то лично видел, как ведьмак тогда — два, три, четыре тысячелетия назад — камлал.

— Давным-давно это была лишь версия, потом она прижилась и вдруг стала непреложной истиной. Пойди измени... Современные методы могут точно определить, откуда взялся металл, что за присадки в него добавлены. Тогда и поймем, к какой культуре и местности можно отнести находку, — сетует замдиректора Костромской археологической экспедиции Александр Новиков.

— А вообще у нас тут — край некопаный. Мы не раз показывали ученым районы, где были древние поселения. Увы, никто толком не исследовал даже Балчуг — высотку, где стоял детинец Галича-Гавилона. Сделали когда-то археологи пару шурфов и на том успокоились, — возмущается галичский краевед Татьяна Смирнова.

— С точки зрения удобства для жизни гораздо выгоднее противоположный берег озера, именно там по преданиям и стоял изначально наш город. Да и число местечек, где видны остатки поселений, просто зашкаливает. Жаль, пока мало копают, — разводит руками Николай Сотников.

Село Унорож — как раз на иной стороне Галичского озера, древний город располагался на высотке, окруженной водой. Две речки огибают отвесные склоны, с «большой землей» твердыню соединяет лишь узкий перешеек, который охраняла сторожевая башня. По мнению геологов, холм имеет вполне естественное происхождение, наши предки только эскарпировали его склоны. Но больше всего это похоже на рукотворную насыпь, причем очень масштабную. Да, есть и такие версии, но они «альтернативные».

Унорож исследовали еще в начале ХХ века, поскольку при проведении хозяйственных работ местные жители находили многочисленные артефакты. Немного покопали и... бросили. В советское время археологи здесь тоже отметились, однако опять явно для галочки. Настоящий поиск ведется лишь сейчас, когда объектом занялось РГО.

— Мы с вами стоим на месте древней улицы, она датируется приблизительно VIII столетием нашей эры. Застройка тут очень плотная, дома стояли практически стена к стене. Но это, по сути, окраина, «огороды», центр города находился вон там, ближе к берегу реки Вёкса. Тогда она протекала вплотную к холму, была более полноводной, и по ней проходил торговый путь. В дальнейшем мы ожидаем артефактов, которые относятся к более раннему времени, — рассуждает Роман Рябинцев.

Древние унорожцы были мастеровыми людьми, имелся целый квартал металлургов. Крицы — железные полуфабрикаты, получаемые в доменных печах, — попадаются в промышленных количествах, около раскопа лежит целая горка. А ведь исследован лишь мизерный кусочек поселения...

Бронзу привозили, в августе археологам посчастливилось найти полуфабрикат — мерный слиток, который также выступал в качестве денежной единицы. Есть версии, что древнерусские мастера производили и стекло, хотя хватает и импортного товара, например цветных скандинавских бусин.

— Здесь проходил торговый путь — с востока везли серебро, с берегов Балтики — стекло и бронзу, местными товарами являлись пушнина и зерно. Но после того, как у арабов случился кризис драгметалла, рудники оскудели, караванный маршрут захирел, потом и вовсе позабылся. Унорож стал не нужен, и люди отсюда просто ушли, — считает Александр Новиков.

Подтверждений масштабной международной торговли найдено немало, в том числе совсем недавно. Этим летом историкам посчастливилось обнаружить серебряный дирхем, датируемый VIII веком. Очень ценная вещь. Теперь стоит вопрос об охране памятника истории, дабы там не начали мародерствовать «черные копатели». А для самих ученых находки на древнем хуторе гораздо ценнее тех, что сделаны в Унороже.

— Тут было поселение, которое мы датируем первой половиной II тысячелетия до н.э. Хутор — это вы говорите не совсем правильно. Скорее, некая крепостица, где мог прятаться народ. А в окрестностях стояли дома, причем в окружении полей и пастбищ. Люди жили привольно, в самом же «райцентре» работали мастеровые — металлурги и прочие ремесленники, — объясняет Александр Новиков.

По всей округе располагались многочисленные поселения, где жители умели все. Землю возделывали, скот пасли, охотились и рыбачили, добывали руду, выплавляли железо, ковали, делали керамику, обрабатывали привозную бронзу, даже создавали ювелирку. Тот же Галичский клад, явно «доисторический», — наглядное тому подтверждение.

Рубленые избы вполне современного типа или полуземлянки — те же срубы, но для теплоты закопанные в склоны холмов. А учитывая, что допотопные «хутора» тут встречаются практически на каждом шагу, версия о существовании в глубокой древности некой масштабной «русской» цивилизации уже не кажется фантастикой. В названиях населенных пунктов с незапамятных времен сохранились имена славянских вождей: в Турове некогда правил Тур, в Вохнецах и Тушино (в 60-е годы их не стало) сидели его братья — Вохнец и Туш. Хотя как выглядели вожди, историки не знают, — некрополей второго тысячелетия до нашей эры пока не обнаружено.

На изысканиях побывал и губернатор Костромской области Сергей Ситников. Лично обещал всестороннюю поддержку — местные власти не нарадуются. 

— На Руси и до Рюрика была развитая культура, доказательство — находки в нашем районе. Причем многие и сегодня заставляют ломать умы историков и технологов, — говорит замглавы городского округа Галич Наталья Орлова.

Действительно, впечатляет. В краеведческом музее лежат аккуратные каменные топоры, которые как будто вырезаны на станке с ЧПУ. Уровень обработки гранита высочайший, отверстия для древка идеально круглые, просверлены очень точно, да и стенки их параллельны, не «гуляют». Как такое возможно, ученые не знают. Даже при сверлении камня современным высокопрочным победитовым или алмазным инструментом подобного результата добиться сложно. Артефакты относят к каменному веку... 

В будущем году раскопки должны возобновиться, но уже в совсем другом масштабе. В 2017-м в Унороже в них примут участие более 50 человек, активизируются также и работы на «хуторах». 

— Мы сейчас вовсе не случайно стараемся привлечь внимание к археологическим сокровищам Галичского района. Этот край практически не изучен, и русская история выглядит короче, чем она есть, — резюмирует Роман Рябинцев.