Азбука Зорге

06.11.2015

Наталья МАКАРОВА

Фото: Станислав Макаров

Для того чтобы воспитывать детей в духе любви к своей стране, вовсе не обязательно дожидаться команды сверху — нужны лишь способность понимать ребятню и желание сделать их жизнь интереснее и содержательнее. Как, например, это происходит в московской школе №141, носящей имя легендарного Рихарда Зорге. На уроке мужества, который проводится в канун 5 ноября, Дня военного разведчика, в гостях у юных зоргинцев побывала спецкор «Культуры».

Недалеко от метро «Полежаевская» на улице Зорге останавливаю мальчишку лет тринадцати. С увесистым ранцем — видимо, спешит на уроки. «Знаете ли вы, молодой человек, чье имя носит эта улица?» — спрашиваю. А он расстегивает куртку и показывает на лацкане пиджака круглый значок огненного цвета с портретом знаменитого разведчика и подписью: «Юный зоргинец». Выходит, нам по пути: Глеб Назаркин учится в 141-й школе, которой недавно было присвоено имя Героя Советского Союза военного разведчика Рихарда Зорге. В школьном дворе установлен бюст героя. 

Во времена Союза существовало целое движение зоргинцев, по всей стране проводились слеты. После распада СССР традиции живы лишь в 141-й школе. На протяжении 15 лет ежегодно 4 октября (в день рождения прославленного разведчика) здесь происходит посвящение в юные зоргинцы — второклашки получают заветный красный значок из рук ветеранов военной разведки. Обещают быть достойными — слушаться старших, хорошо учиться, заниматься спортом. 

— В нашей школе стало традицией приглашать на уроки мужества ветеранов военной разведки и действующих офицеров Российской армии, — с гордостью говорит куратор школьного музея Зорге Виолетта Стромская. — Детям всегда интересно слушать рассказы о реальных подвигах и опасностях.

Фото: Станислав Макаров

У музея удивительная история. В 1967 году сюда на комсомольское собрание приехал писатель Михаил Колесников, автор нескольких книг о Зорге. Ему так понравилась школа, что он подошел к Стромской, тогда преподавателю немецкого, и сказал: «Вы тот человек, который мне нужен». У Колесникова возникла мысль открыть здесь музей, посвященный великому разведчику. В том же году идея была реализована. Виолетта Стромская стала первым директором и проруководила музеем 47 лет.

— Мы тут же разослали в разные архивы письма с просьбой предоставить материалы, связанные с Зорге, и уже за первый месяц их накопилось очень много, — продолжает она. — А сейчас артефактов вообще невероятное количество.

По периметру кабинета разложены, расставлены, развешаны всевозможные «частички жизни» великого мастера секретных дел. Книги, фотографии, а вот и целая полка писем от тысяч людей, в том числе из Германии и Японии, восхищавшихся этим мужественным человеком. Из личных вещей Зорге — красное кресло, переданное из дома жены Екатерины Максимовой. Здесь хранится и земля с могилы героя в Токио — ее привезли выпускники школы, дети российского военного атташе в Японии. 

Экспонаты не покрыты слоем пыли — здесь часто проводят уроки истории, нередко наведываются и из других школ. До недавних пор частым гостем был ветеран внешней разведки Михаил Иванов, последний из живущих, кому удалось лично поработать с Зорге. Год назад его не стало...

А сейчас посреди музея рядами стоят стулья — все готово в началу урока мужества, на который соберутся восьмиклассники, чтобы послушать ветерана военной разведки полковника в отставке Анания Богомаза. Безукоризненная армейская выправка — не подумаешь, что ему в этом году исполнился 91 год.

Фото: Станислав Макаров

— Я попал в разведку в 1954-м и уже спустя три месяца оказался в командировке в одной из натовских стран, — рассказывает Ананий Антонович. — Это было погружение в новый мир. Разведчикам часто приходится менять профессии, примерять на себя разные маски. И в этом для нас главным примером был Рихард Зорге. Его умение вживаться в новый образ было потрясающим. Во время командировки в Германию он не просто сдружился с атташе немецкого военного посольства, но и сумел убедить всех, что он верный нацист и даже вступил в их партию. А сколько пользы он принес Отечеству! Одно лишь его сообщение о том, что Япония не будет вступать в войну на стороне Германии, позволило перебросить сильные дальневосточные дивизии под Москву, чтобы отогнать противника от столицы.

А потом пошли вопросы из зала.

— Какие качества необходимы настоящему разведчику? 

— Во-первых, нужно любить свою Родину, понимать, что ты служишь не какому-то конкретному человеку, кем бы он ни был, а стране. Второе — уже профессиональное: надо как можно активнее пополнять свои знания. У собеседников должно складываться впечатление, что ты умнее, что с тобой интересно, иными словами, ты должен подавлять своим интеллектом, тогда тебе легче будет добывать информацию, — делится секретами ветеран. — Перед поездкой в другую страну необходимо внимательно изучить культуру, нравы, традиции этого народа. Конечно, важно изучить язык новой для тебя страны — без этого никуда. Вот, к примеру, француз — он, конечно, знает английский, но общаться на нем не будет. Потому что очень любит свой язык. Так что к парижанину с английским не подъедешь. 

— А сколько языков должен знать разведчик, вот Вы, например? — интересуется Глеб.

— Я владею шестью языками — английским, французским, шведским, датским, норвежским, являюсь ответственным редактором русско-норвежского словаря. А шестой язык стал для меня иностранным совсем неожиданно — это украинский, — честно ответил разведчик. И тут же вернул вопрос залу:

 — А вы сколько языков учите?

Фото: Станислав Макаров

Пока только английский, хором вздохнули ребята. Тогда ветеран задал школьникам несколько вопросов на языке Шекспира — нравится ли им учиться в школе, кем станут, когда вырастут? Зоргинцы все поняли, но явно застеснялись. Самой смелой оказалась Таисия Гайдаржи. Учеба ей очень нравится, особенно вот такие встречи, когда историю изучаешь не только по книжкам, но и в беседах с теми, кто, по сути, ее творил. С профессией девушка еще не определилась. А вот Глеб Назаркин признался, что мечтает попасть в военную разведку. Таких, как он, в школе немало, и мечта их — вполне реальная.

— У нас есть выпускники, которые работают в ГРУ, летают в загранкомандировки, многие становятся военными переводчиками, — говорит Виолетта Стромская. — Здешняя атмосфера — особая, те, кто вышел из этих стен, настоящие патриоты.

Поговорили мы и об указе президента о создании «Российского движения школьников». 

— Верное решение, — одобряет куратор музея. — Ведь раньше октябренок, пионер, комсомолец — это звучало гордо, сплачивало ребят. А сейчас они разобщены. Вот мы и пытаемся их объединить, увлечь какой-то идеей. Я думаю, очень здорово, если это будет делаться в масштабах всей страны.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть