Сергей Донской: «Формированием экологической культуры надо заниматься с детства»

Елена РУНКЕВИЧ

02.03.2017

3 марта земляне отмечают Всемирный день дикой природы — праздник, установленный Генассамблеей ООН четыре года назад. Что праздновать, понятно не очень, а вот работать, действительно, надо засучив рукава. В нашей стране на 2017-й запланирован ряд спецмероприятий, направленных на защиту окружающей среды. 

Впрочем, по словам Владимира Путина, Год экологии — в известной степени условность: как литературой и культурой, ею нельзя заниматься 12 месяцев, а потом взять и бросить. В профильный год необходимо приступить к решению наиболее острых проблем, задать тренды в государственной политике и общественной жизни. Об этом «Культура» побеседовала с министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским.

культура: На Ваш взгляд, с чего нужно начинать в 2017-м? 
Донской: Год уже начался, причем посвящен он и экологии, и охраняемым территориям одновременно. В России есть традиция — каждый год уделять повышенное внимание какой-либо стороне общественной жизни. Но в нашем случае особенно не хочется, чтобы Год экологии остался таковым лишь в символическом смысле. Нужно за этот срок не только заострить внимание на каких-либо важных проблемах, но и прийти к конкретным результатам. Ключевым документом является план мероприятий, принятый распоряжением правительства РФ: его идеология состоит как раз в том, чтобы мы добивались реальных улучшений. Если говорить об акцентах, то главное, что хотелось бы увидеть — именно с точки зрения охраны окружающей среды в промышленной сфере, — это реальное уменьшение объемов загрязнений, поступающих в водные объекты, в атмосферу, снижение загрязнения земель бытовыми отходами, сокращение числа мусорных полигонов или, что хуже, несанкционированных свалок. Еще одна задача — формирование системы более эффективного экологического контроля, как государственного, так и общественного. 

Есть и особые приоритеты, скажем так, не отраслевые: уже в 2017-м хотим частично снять проблему загрязненных стоков на Байкале. Нужно поставить заслон нелегальным рубкам на Байкальской природной территории. К сожалению, Иркутская область является одной из самых уязвимых — 50 процентов всех нелегальных рубок приходится на нее.

А в целом Байкал и Волга, Телецкое озеро — особые объекты, поскольку ценность их для России огромна, именно о них говорил президент в послании Федеральному собранию. Политический символ России — Кремль, а Байкал и Волга — природные символы страны.  

культура: Можно ли считать законченной историю печально знаменитого целлюлозно-бумажного комбината?  
Донской: Решение о закрытии Байкальского ЦБК стало по-своему знаковым. Экологи, да и простые люди сорок лет этого добивались. И хотя официально завод не работает уже несколько лет, проблема сохраняется — речь идет о ликвидации последствий производства. Отходы долгое время складировались на площадке, и теперь необходимо рекультивировать территорию, не допустив попадания загрязнений через подземные воды в Байкал. К сожалению, пока соответствующие работы не выполнены. Но задача перед руководством региона поставлена, и мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы запустить процесс рекультивации отходов в этом году. 

культура: В структуре власти появился новый пост — спецпредставителем президента по экологии и транспорту стал Сергей Иванов. Как изменилась деятельность министерства? 
Донской: Прежде всего отмечу, что сотрудничество с Сергеем Борисовичем у нас весьма тесное. Он ведь не только спецпредставитель главы государства, но также возглавляет оргкомитет по Году экологии. Поэтому все мероприятия в 2017-м проводятся в постоянном контакте. И надо сказать, направления, за которые отвечает Сергей Борисович, не случайно ведь связывают экологию и транспорт. Транспорт — источник значительного антропогенного воздействия на окружающую среду, и в первую очередь на воздух. Если говорить про мегаполисы, то Россия ничем не отличается от западных стран. В Москве, например, порядка 80 процентов атмосферных загрязнений мы имеем из-за автомобилей. Крупные промышленные предприятия давно вынесены за черту города, чего не скажешь об автопарке, который постоянно пополняется. Сейчас очень многое делается для минимизации этого воздействия. Запрещен оборот топлива классом ниже евро-5, вкладываются большие средства в дорожную инфраструктуру и общественный транспорт. Другое направление, связанное с транспортом и экологией, касается снижения рисков для животного мира на участках, расположенных вдоль трасс. В прошлом году на Киевском шоссе в Калужской области появился Экодук — мост для животных через дорогу, чтобы обеспечить их безопасную миграцию. В Приморском крае реализовали аналогичный проект — экологический тоннель. Очевидно, экологические риски характерны практически для всех видов транспорта: железных дорог, морских и авиаперевозок. Вы слышали, наверное, о выявленных резонансных фактах вреда здоровью при перевалке угля открытым способом в Приморье? Росприроднадзор сейчас проверяет все 67 российских морских портов, и мы добьемся того, чтобы он смог проводить внеплановые проверки: уже внесли соответствующий законопроект в Госдуму. (Пока экологический контроль требует санкции прокуратуры.) И здесь поддержка президента также необходима. В общем, направлений для совместной работы с Сергеем Борисовичем очень много. 

культура: Одно из первых обещаний Трампа после инаугурации — отказ от борьбы за сохранность окружающей среды. Как это отразится на мировом экологическом движении? Известно, что политика США задает вектор для группы западных стран, вносящих приличный вклад в загрязнение планеты. 
Донской: Борьба с глобальными изменениями климата — общемировой тренд. Более того, она проецируется на все сферы жизни общества и экономики. Низкоуглеродные технологии, альтернативная энергетика — цели, от которых не отмахнуться. Сюда инвестируются значительные средства не только в развивающихся странах, но и в тех же Штатах, значит, бизнес видит серьезные перспективы. Думаю, повернуть процесс вспять невозможно — и исходя из интересов большой экономики, и в связи с международными правовыми обязательствами. Если даже администрация Трампа будет добиваться отказа от предыдущих договоренностей, сам механизм соглашения юридически оформлен так, что на это потребуется около пяти лет. За один президентский срок реализовать такое решение не удастся. 

культура: Есть мнение: глобальная миссия отечественного газопровода «Сила Сибири» в том, чтобы помочь китайской экономике отказаться от тепловых электростанций, поскольку сжигание угля в КНР дает до половины всех мировых выбросов. Можно ли так говорить? 
Донской: Хотелось бы, чтобы у соседей количество выбросов сократилось. И, безусловно, использование газа — наиболее эффективный способ их снижения: это касается производства, транспорта (газ вполне может конкурировать с бензином) и нужд коммунального хозяйства, где голубое топливо заменяет мазут в котельных. Если рассуждать о транспортировке на дальние расстояния, то газ, в отличие от нефти, несет минимальные экологические риски. Поэтому, думаю, проект «Сила Сибири» работает и на формирование экономических международных связей, и на нужды внутреннего рынка, и на решение целого ряда экологических проблем. А если вспомнить о попытках строительства в Монголии гидроэлектростанций, он вообще становится безальтернативным. 

культура: Футурологи считают, что в XXI веке вода станет более ценным ресурсом, нежели нефть и газ...
Донской: Россия находится на втором месте после Бразилии по объему запасов пресной воды, и, конечно, в стратегическом смысле нам бояться нечего. Однако, в том числе в силу климата, наши водные ресурсы распределены неравномерно. Уже сейчас есть регионы, испытывающие нехватку пресной воды, такие, как Калмыкия, и, напротив, где-то наблюдается избыток — в результате мы имеем частые подтопления и затопления поселков и городов. Близость к воде дает преимущества, но и создает серьезные риски. В идеале нужно просто выводить застройку из таких зон, потому что на ежегодное возмещение ущерба уходит больше средств, чем на переселение людей, бюджет работает на ликвидацию ЧС, это, очевидно, неэффективно. 

Вторая проблема — загрязнение. Более 40 процентов, согласно данным мониторинга Росгидромета, приходится на водные объекты. Свердловская область последние пять лет держится в лидерах по количеству случаев «высокого» и «экстремально высокого» загрязнения рек — на долю региона выпадает почти 30 процентов от общего числа таких случаев в РФ. Здесь основной акцент делаем на реализацию инвестиционных проектов. Сегодня действует федеральная целевая программа, направленная на поддержку инвестиций в строительство и модернизацию очистных сооружений через субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий ЖКХ.

Впрочем, коммунальные службы пока не справляются и с очисткой от промышленных отходов городского стока, в результате чего также загрязняются поверхностные воды. И понятно, что виноваты в этой ситуации предприятия, расположенные в городах, а не водоканалы, которые принимают стоки, — они просто не могут их очистить из-за специфики загрязнений.  

Проблема пока актуальна, к сожалению, и для Байкала. Недавно мы обсуждали ее с представителями Общественной палаты РФ и пришли к тому, что основной источник экологических бед озера — попадание неочищенных стоков из населенных пунктов, главным образом из Улан-Удэ. Очистные сооружения города устарели — они эффективны лишь на 20 процентов от требований. 

культура: Нужно ли ждать усиления борьбы с браконьерством?
Донской: В 2013 году Минприроды сформировало перечень наиболее ценных и требующих защиты животных, тех, за которыми браконьеры охотятся из-за меха или других дериватов. Параллельно мы провели соответствующие изменения в УК РФ. В итоге сейчас заводятся реальные уголовные дела, причем ответственность наступает не только за убийство животного на охоте, но и за перевозку, транспортировку — любой оборот — краснокнижных особей. Данные ужесточения уже позволили активизировать борьбу с браконьерством. Отмечу и силовые структуры: благодаря, скажем, ФСБ России задерживаются на таможне и просто по ходу передвижения целые партии нелегально добытых кречетов. Это у нас один из самых уязвимых видов: крылатые хищники активно используются за рубежом как ловчие птицы для охоты. Их стоимость на черном рынке очень высока — доходит до нескольких десятков тысяч долларов, что стимулирует нарушителей.

Планом мероприятий Года предусмотрено создание отдельных антибраконьерских групп на въездах в Калмыкию. Там обитает пока еще не внесенная в Красную книгу, но находящаяся близко к полному исчезновению антилопа сайга. И хотя в регионе созданы и работают особо охраняемые природные территории, куда вошли места обитания сайгака, проблема остается: численность вида стремительно сокращается. Антилопьи рога вывозят в Китай. Мы в феврале приняли решение о внесении сайгака в Красную книгу РФ. В дополнение рассчитываем, что группы быстрого реагирования будут успешно противостоять браконьерству. 

культура: Когда-то Вы работали в «Лукойле», потом в «Зарубежнефти». Помогает ли этот опыт состыковать интересы нефтегазового бизнеса — нашего основного бюджетного донора — и вопросы окружающей среды?
Донской: Надеюсь, да. Несомненно, чтобы рационально и эффективно распоряжаться запасами недр, нужно выполнять условия по сбережению окружающей среды. Это мировая практика. Поэтому, выдавая права на разработку того или иного объекта, мы одновременно устанавливаем и множество условий, связанных с соблюдением природоохранного законодательства. У нефтегазового бизнеса интересы должны быть увязаны с задачами по охране природы — и в рамках производства, и в проектах корпоративной социальной ответственности.

культура: Весной 2014-го была отгружена первая нефть российского Арктического шельфа. И накануне, и после зарубежные экологи говорили об опасности нефтедобычи в этом регионе. Как Минприроды оценивает подобные страхи? 
Донской: Начну немного издалека. Законодательство РФ серьезно изменилось после аварии на платформе BP в Мексиканском заливе. Мы понимаем, что надо максимально исключить все риски, связанные с возможностью разлива нефти. С этой целью были внесены поправки в законы «О недрах», «О континентальном шельфе» и другие, установившие ряд требований для нефтегазовых компаний. Это касается и обязательного наличия необходимых сил и средств, и проведения регулярных учений, и множества технических условий. Сегодня задачи Росприроднадзора заключаются в четком контроле нефтедобычи и иных работ двух наших мейджоров — «Газпрома» и «Роснефти» — на шельфе. Параллельно мы расширяем природоохранный режим за счет создания новых заповедников и нацпарков в шельфовой зоне, что позволяет полностью исключить любую хозяйственную деятельность. В 2017-м появятся как минимум две охраняемые территории — заказник «Новосибирские острова» и Ингерманландский заповедник. 

культура: Вас не настораживает, что экозащитники протестуют выборочно и чаще всего почему-то против российских компаний? 
Донской: Такое у них кредо. Избирательность в активности «зеленых», несомненно, присутствует. При этом у нас много реальных экологических проблем, которыми они не занимаются. 

культура: Настоящий бич крупных городов — свалки, зачастую несанкционированные. Порой их организуют прямо на улице близ жилых домов, мусор гниет, не вывозится...
Донской: В этом вопросе министерство сотрудничает с региональными властями. В прошлом году все субъекты разработали территориальные схемы по обращению с отходами. Это публичный управленческий документ, показывающий, где и сколько образуется отходов, а также трафик их перемещения. Из схем становится понятным, как действовать, чтобы не возникало нелегальных свалок, а сами отходы перерабатывались или утилизировались правильно. Тут необходима работа с компаниями, ответственными за вывоз мусора, ведь завалы вырастают в основном не по вине жителей. Также в наши задачи входит налаживание взаимодействия между регионами по логистике отходов, организация народного контроля за незаконным вывозом мусора. 25 регионов выразили готовность перейти на новую систему управления отходами уже в 2017-м. Изначально на этот процесс отводился двухлетний срок, но отрадно, что многие решили не откладывать эти задачи на потом.

культура: Кстати, согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян уверены, что наказания за экологические преступления давно пора ужесточить. 
Донской: Это исследование мы заказывали в преддверии нынешнего Года, чтобы оценить основные тревоги россиян. Проблему мусора на первое место вывели 44 процента опрошенных, и действительно — с ней надо бороться прежде всего. Что касается ужесточения наказания, то процесс уже запущен. За последние пять лет значительно увеличились размеры штрафов за нарушение природоохранного законодательства, и сегодня задача в том, чтобы возмездие по отношению как к физическим, так и юридическим лицам было неотвратимым. Активизация данной работы заметна по результатам деятельности Росприроднадзора. Хотя ведомство занимается только объектами федерального уровня — самыми крупными предприятиями. Здесь велика роль субъектов РФ, также имеющих свою сферу экологического контроля, и мы надеемся, что региональные власти правильно восприняли месседж, который был адресован им по результатам опроса. Сформированное у нас законодательство — одно из наиболее жестких, мы, пожалуй, превосходим в этом многие европейские страны. Главное, чтобы строгость не смягчалась необязательностью исполнения норм, и все нарушители получали по заслугам.

культура: Но возможен ли тотальный контроль? Покрыть всю Россию камерами видеофиксации и беспилотниками — это же баснословные деньги.
Донской: Исходим из того, что основные загрязнители — крупные предприятия. Их порядка двухсот, и они реально формируют более 50 процентов всех загрязнений. Если решим проблемы со сбросами и выбросами на них, это сократит объем загрязнений вдвое. Именно такая цель перед нами поставлена, и она достигается в рамках реализации законодательных изменений. Участников черного списка — назовем это так, — крупнейших производителей, необходимо перевести на новые организационные принципы. Они должны внедрить технологии, обеспечивающие в соответствии с мировыми стандартами наименьшее антропогенное воздействие. Мы прописали нормы, которые дадут Росприроднадзору возможность отслеживать состояние выбросов и сбросов на этих объектах. Речь об обязательной установке системы автоматизированного контроля. Фактически она представляет собой онлайн-счетчики, напрямую передающие информацию гражданам и контрольным органам. Если нормативы окажутся превышены, это станет основанием для проверки и соответствующих штрафов. 

культура: Безусловно, забота о природе начинается с каждого конкретного человека. Какой переворот в головах нужно произвести, чтобы 2017-й задал тренд на десятилетия, победил в нас равнодушие к окружающей среде?
Донской: Хотя Год экологии в первую очередь нацелен на экологическую модернизацию производств, которую можно измерить в цифрах — сокращение вредных выбросов и сбросов, — мы, конечно, стремимся и к формированию экологической культуры. Мы понимаем, что начинать надо с детских лет. В этом возрасте образование дает средняя школа, так что планируем тесно сотрудничать с Минобрнауки, Ольгой Юрьевной Васильевой. Безусловно, тут стоит говорить о целом направлении — экологической реформе образования. Создаем соответствующую рабочую группу. Второй блок работы — экологическое просвещение. Мы уверены, что и взрослый человек способен поменять свое отношение к природе на более ответственное. Этому тоже посвящено в рамках профильного Года заметное число мероприятий.