Весне дорогу

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.03.2015

В галерее «Арка» открылась экспозиция, предвосхитившая теплую солнечную погоду, которая радовала Москву на уходящей неделе. «Весна света» — не только строчка из Михаила Пришвина, но и тема, объединяющая картины. Впрочем, не стоит понимать буквально: работы не привязаны к конкретному времени года. Здесь можно увидеть изображения и ясных зимних дней, и жарких летних. Главное — ощущение ликования, счастья, которым авторы щедро делятся со зрителями.

Большинство работ написаны в 1950-е–1960-е — оптимистичное послевоенное время. Вот, например, незатейливый «Сельский быт» (1960-е), запечатленный Михаилом Лапшовым: неказистый домик, рядом сушится разноцветное белье. Или лиричный деревенский пейзаж, окрашенный мягким закатным светом (Вадим Бобров, «Розовый снег», 1966). Есть и работы грандов вроде Юрия Кугача и Алексея Грицая.

Плюс — картины представителей владимирской школы: например, Кима Бритова. А также его земляка Анатолия Кувина, заслуживающего отдельного внимания. И не только потому, что его работы составляют значительную часть экспозиции. Даже единичные, они не остались бы незамеченными: используя яркие краски и простой визуальный язык, мастер передает чистую радость бытия. И неважно, что это: портреты обычных людей вроде добродушного слесаря Алёшина с ярко-синими глазами или по-левитановски звенящие весенние пейзажи («Солнечный март», 1974) — все пронизано счастьем и безмятежностью.

— Я сам художник, — рассказал Андрей Лоевский, владелец коллекции, — и вырос среди тех, кто занимался подобной живописью. Раньше мне не нравились ни Сезанн, ни Ван Гог, не говоря уж о Пикассо. С тех пор, наверное, сильно развился в искусстве и разумом понимаю, что они хотели сказать. Но в душе отклика нет...

Видимо, поэтому выставка в «Арке» не требует от зрителя разгадывания каких-то сложных интеллектуальных шарад. Главное — раскрыть сердце навстречу весне.