29.01.2015
— Хотелось связать Российскую академию художеств и образ корабля, — объяснила Любовь Евдокимова. — Ведь мы все детища Петра I: и РАХ, и Академия наук, и флот.
В зале, получившем название «Герои», можно увидеть скульптурный портрет моряка, сделанный фронтовиком Львом Кербелем в 1945 году. Или отсыл к трагическим событиям 1905-го: яркую декоративную картину Владимира Корбакова «Могила В.В. Верещагина в Желтом море» (2005). Великий живописец изображен покоящимся на дне — с орденом на груди и карандашом в руках.
А вот зал «Бегущая по волнам», посвященный романтике. Здесь и трогательная серия Константина Батынкова с бесстрашной девочкой посреди хаоса морских сражений. И скульптурный автопортрет другого фронтовика — Владимира Цигаля.
В залах старые и современные работы перемешаны. Например, рядом с картиной Льва Лагорио с изображением Академии художеств — большое полотно Дмитрия Белюкина, посвященное белой эмиграции. А в следующем зале с произведением Айвазовского соседствует работа мастера цифрового искусства Константина Худякова.
— Несмотря на название выставки, мы не брали картин, где бы дотошно, во всех деталях воспроизводились корабли, — рассказала Любовь Евдокимова. — Важнее — показать их символичность. И путь, и надежда, и спасение относятся не только к мореплавателям, но и к любому человеку.
Завершает экспозицию инсталляция Захара Коловского «Аварийное всплытие». Художник снял интерьеры храма во имя иконы Божией Матери Милующей на Васильевском острове, превращенного в советские годы в учебную базу для моряков-подводников. Под самый купол возведена труба, в которой водолазы отрабатывали погружение. На стенах — таблички с инструкциями. Но при этом не тронуты, например, стеклянные двери с изображенными на них крестами. В итоге храм — ныне возвращенный Русской православной церкви — предстает несломленным. Ведь если задумались о спасении жизни, есть шанс, что однажды вспомнят и о душе.