21.11.2014
Изделия «Веджвуд» невозможно перепутать: первая особенность — нежно-голубой фон. Позже добавились лиловый, желтый, светло-зеленый, черный и даже шоколадный. На ранних изделиях цвета полупрозрачные, пастельные, а на современных — более плотные и насыщенные. Еще один элемент декора — белый рельеф на античную тему: психеи, дианы, купидоны, аполлоны, марсы и другие античные боги. Нередко воспроизводились изображения, украшавшие эллинистические сосуды. Так, например, была создана точная копия знаменитой Портлендской вазы, хранящейся сегодня в Британском музее.
Одна из частей экспозиции, открывающаяся цитатой из Оскара Уайльда, отсылает к стилю жизни настоящего джентльмена: здесь и камзол XVIII века, и настольная фигурка Вольтера, и флакончик для нюхательных солей. Не обошли вниманием тему английского чаепития: можно увидеть столики, украшенные медальонами, изящные платья, фарфоровые корзинки для сластей. Однако самый важный раздел посвящен «Веджвуду» в России. В 1774 году по просьбе Екатерины II в нашу страну приехал сервиз для Чесменского дворца на 50 персон. Все 944 предмета были украшены детально воспроизведенными видами Англии — дворцами, замками, аббатствами, парками. И обязательной эмблемой: зеленой лягушкой. Дело в том, что резиденция императрицы изначально называлась Кекерикексинским дворцом — из-за особенностей ландшафта. По-фински «кекерики» означает «лягушачье болото».
Сотрудничество «Веджвуда» с Россией на этом не закончилось. Лаконичный сервиз сливочного цвета в конце XVIII века был приобретен графом Николаем Шереметевым для парадных обедов в Останкинском дворце. Скорее всего, по его же заказу сделаны огромные медальоны с профильными портретами Петра I и Екатерины II. Впоследствии фарфор «Веджвуд» оказался в России практически забыт. Впрочем, теперь появилась возможность открыть его во второй раз.