Фелица и философ

Александр ПАНОВ

22.06.2013

В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II», организованная при участии столичного Музея кино и Гёте-института. Формально она — про то, как на протяжении минувшего столетия, со времен немого кино до сегодняшних исторических блокбастеров, в России и Германии воплощались на экране образы российской императрицы и прусского короля, двух великих властителей. Кстати, они были соотечественниками, ведь София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская родилась в Штеттине.

Демонстрируются сами фильмы, реквизит, костюмы, эскизы декораций, кинокамеры. Но междисциплинарный проект, занимающий 21 зал, куда шире по тематике. Много подлинной живописи и графики XVIII века, мебели, архивных документов. Устроители попытались реконструировать эпоху, доступно рассказать о ее ключевых моментах и знаковых фигурах — Пугачеве и графе Калиостро, княжне Таракановой и Казанове, Ломоносове и Вольтере, с которым переписывались оба просвещенных монарха. Последние предстают образцами «мудрого правления». Екатерина — божественная Фелица, согласно державинской оде, «Российская Минерва». Фридрих — «философ на троне». Это, конечно, поэтические преувеличения, но их можно оправдать. Выставка все-таки про кино, а оно — прекрасная сказка по определению.