Коммунизм на экспорт

Александр ПАНОВ

18.06.2013

В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась выставка «История советских павильонов. Часть I». Работы для нее предоставили музеи, архивы, библиотеки, а также частные коллекционеры. Кураторами стали арт-директор МВО «Манеж» Марина Лошак и директор Музея архитектуры Ирина Коробьина.

Это один из самых масштабных проектов сезона, причем сейчас представлена лишь первая серия. Она посвящена участию СССР в международных выставках с 1925 по 1970 год. Всего семь сюжетов — от Парижа до Осаки. Каждому отведено по этажу гигантского комплекса. Кстати, он и сам — павильон, спроектированный Борисом Иофаном к парижской Всемирной выставке 1937 года. А из окон видна работа для Монреаля 1967 года Михаила Посохина — она теперь расположена у северного входа на ВВЦ. Остальные здания не сохранились.

Но выставка не только про архитектуру, хотя преобладают макеты, чертежи, эскизы конкурсных проектов, панорамные снимки павильонов в городском ландшафте. Она — и об их создателях, знаменитых советских архитекторах и художниках (внутреннее оформление — отдельная захватывающая история). Показываются экспонаты-призеры, ведь артефакты входили в обязательную программу каждой страны. Скульптуры, фотографии, картины, фарфор, ткани. Старые документальные фильмы-хроники. И даже «Стачка» Сергея Эйзенштейна, награжденная в Париже в 1925 году.

Конечно, у советских павильонов была прежде всего пропагандистская функция, усиление влияния СССР. На вернисаже кто-то пошутил, что выставку следовало бы назвать «Коммунизм на экспорт». Но в истории они остались как подлинные художественные произведения, синтез разных видов и жанров искусства.