Законы привлекательности

21.05.2013

Александр ПАНОВ

«БЕЗ НАЗВАНИЯ». КОНЕЦ 1920-хКазавшийся бесконечным марафон биеннале «Мода и стиль в фотографии-2013» завершился открытием в «Мультимедиа Арт Музее, Москва» выставки «Влекут за собой…», тема которой — женский образ на снимках сталинской эпохи. Куратор проекта — Павел Хорошилов — бывший замминистра культуры, исследователь и коллекционер советской фотографии. Основа экспозиции — его личное собрание, хотя помогли коллеги и фонды «Московского Дома фотографии».

Название «Влекут за собой…» — двусмысленное. Даже трехсмысленное. Оно подразумевает женскую привлекательность в работах жанра «ню» пикториалистов, которые пытались посредством камеры повторить эффекты импрессионистической живописи. Настоящие преследования фотографов этого направления, чьи произведения «влекли за собой» обвинения в порнографии и даже несколько лет лагерей, как в случае Александра Гринберга (его письма с просьбой о реабилитации есть на выставке). И «влекущие», зовущие на трудовые подвиги изображения комсомолок, стахановок, доярок. Пикториальная «обнаженка» буквально срифмована с советским официозом, принадлежащим камере по большей части неизвестных авторов. Хотя есть и классики вроде Макса Пенсона или Анатолия Скурихина.

Открывают же выставку не люди, а скульптуры — монументальные «Рабочий и колхозница» (Яков Халип) и фривольная обнаженная «Девушка с веслом» в Парке Горького (Эммануил Евзерихин). Диалектика замысла задана с самого начала. Хотя опять же — тут триалектика, если можно так сказать.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть