Русский Zagrekoff

Елена ТИТАРЕНКО

29.07.2012

Выставка «Николай Загреков и русский Берлин» в Мультимедиа Арт Музее в Москве — попытка воспроизвести атмосферу столицы Германии той поры, когда в ней была мощная русская колония.

Еще лет десять назад имя уроженца Саратова Николая Загрекова (1897-1992) в России знали только узкие специалисты. Сегодня он фигура известная. Художник — в программе Года Германии в России. В 2004 году Третьяковка впервые показала нам Загрекова тоже в рамках российско-немецкого культурного обмена.

Закономерно: в биографию Загрекова проецируются почти все этапы отношений между двумя странами в ХХ веке — потоки беженцев из России, недоверие и война, «железный занавес», Берлинская стена и ее падение, новый виток взаимного интереса. Благо прожил выпускник Вхутемаса на второй родине ровно 70 лет, покинув Россию вместе с немкой-женой в 1922-м. Ностальгия и нищета — спутники эмигранта, но русская реалистическая школа ценилась высоко, и Загреков не сидел без заказов ни в молодости, ни в зрелом возрасте. Работоспособность и открытость всем арт-жанрам, от рекламного дизайна до парадного портрета, помогли встать на ноги. Коммуникабельность и профессионализм привели в Союз берлинских художников.

Восторженные статьи 1920-х, посвященные Загрекову, появление его картин в немецких журналах (пример — озорная «Девушка с рейсшиной» на обложке Jugend) сменились сложным периодом с приходом к власти нацистов. Но для учеников в Германии (их групповые фотографии, старомодно трогательные, привезены в Москву в числе 150 предметов из собрания Музея-квартиры Загрекова в Берлине) он остался мэтром и после того, как в 1933 году его уволили из Профессионального училища искусства и ремесла.

Сам факт, что нeмецкие студенты «обучаются нeмецкому искусству и художественному промыслу у русского», национал-социалисты раздули в общественный скандал. Загреков перешел в частную Школу живописи на пленэре Ёгена Шпиро, вынужденного эмигрировать из Германии, и руководил ею с 1934 года по 1944-й. После войны — вновь «русская страница»: заказчиком маэстро стало командование советских войск в Берлине. Он ловко портретировал победителей, в том числе Жукова и Сталина. Много позже написал и канцлера ФРГ Вилли Брандта, может, потому и получил в 1979-м высшую награду ФРГ — почетный крест за заслуги перед страной...

В формате 3D на выставке показаны интерьеры дома Загрекова, скороговоркой упомянуты другие заслуги: реконструкция Дома Союза берлинских художников, в 1960-е — генплан жилого квартала из пяти «таунхаусов», и сегодня стоящих на Глокентурмштрассе. Окончил жизнь профессор Zagrekoff лауреатом премии «Золотая пальмовая ветвь Европы», членом Итальянской Академии искусств и одним из «800 выдающихся граждан ФРГ». Для русско-немецкого диалога фигура вполне подходящая, символ двух культур. Да только понять истинную роль Загрекова не позволяет отсутствие панорамы «культурной жизни» ни русского, ни немецкого Берлина 20-х. В залах МАММ он и его супруга Гертруда Галлер — чуть ли не единственные русские лица. Вероятно, уже не первый показ наследия этого художника требует иного уровня осмысления материала.