Клады, подделки и японская графика. «Культура» о самых интересных выставках февраля

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

01.02.2024

Клады, подделки и японская графика. «Культура» о самых интересных выставках февраля

Материал опубликован в №1 печатной версии газеты «Культура» от 25 января 2024 года.

Что смотреть в последний месяц зимы

1. «ГРУППА «13». В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ»

Москва, Музей русского импрессионизма. С 8 февраля по 2 июня

Музей русского импрессионизма готовит новый любопытный проект, обращающий нас к полузабытым страницам истории. Группа «13», просуществовавшая совсем недолго — с 1929-го по 1931-й, — хорошо известна специалистам, но вряд ли знакома широкой публике. Между тем она была одной из жемчужин раннесоветского искусства — еще многоцветного, многоголосого, не загнанного в официальные рамки. Работы этих художников отличали легкость, стремительность, эскизность, совсем непохожие на тяжеловесный официоз. Судьбы одних авторов сложились трагически — как, например, Александра Древина, который оказался расстрелян. Другие — как Татьяна Маврина — смогли реализоваться в рамках официального искусства, но все равно оставались в стороне от мейнстрима: Маврина, как известно, иллюстрировала сказки. Авторы выставки обещают воссоздать творческую лабораторию художников «Тринадцати», ощущавших связь с творчеством старых мастеров, а также с импрессионистами. Работы Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Даниила Дарана, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина будут дополнены вещами Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза: всего можно будет увидеть более 300 произведений.

2. «СВОИ/ЧУЖИЕ»

Москва, галерея Artstory. До 25 февраля

Нынешний год для столичной галереи Artstory — юбилейный: ей исполняется 10 лет, и этой важной дате будет посвящен целый ряд выставок. Первой в веренице праздничных событий стала экспозиция, представляющая работы четырех художников: Натальи Нестеровой, Дмитрия Иконникова, Льва Табенкина и Василия Шульженко (куратор — Анна Апресян). Что общего у этих авторов? Они не считались «своими» с точки зрения советского официоза, а их работы не укладывались в рамки соцреализма. В то же время они не принадлежали и к кругу нонконформистов, то есть не были абсолютно «чужими». Несмотря ни на что каждому из них удалось найти свой визуальный язык. Наталья Нестерова — автор пастозной витальной живописи: герои ее картин нередко едят и пьют, и в то же время их жизнь не выглядит беззаботной, наоборот — есть ощущение надлома, трагедии. Василий Шульженко — резкий, гротескный, однако способный на неожиданно лиричные вещи — как в картине «Летний сон», изображающей обнаженную девушку, спящую на лесной поляне. Герои Льва Табенкина по-библейски монументальны, а его простые на первый взгляд сюжеты — например, мать и ребенок — отсылают к вечности. Наконец, Дмитрий Иконников — автор удивительно тонкой графики, которая с первого взгляда кажется живописью. Его вещи — лиричные, немного грустные — словно звучат какими-то джазовыми нотами. Все представленные на выставке работы — из коллекции галереи, и что самое приятное — это лишь малая часть сокровищ Artstory, которые смогут увидеть зрители.

3. «НИКОЛАЙ МИЛИОТИ. ИЗБРАННОЕ»

Москва, Государственная Третьяковская галерея. До 10 марта

Выставка к 150-летию Николая Милиоти получилась камерной — всего 50 работ, — но при этом крайне симпатичной. А еще очень важной, ведь Милиоти до сих пор известен зрителям куда меньше своих товарищей по объединениям «Мир искусства» и «Голубая роза» — от Александра Бенуа до Павла Кузнецова. Как и многие отечественные художники первой половины XX века, он попал в жернова истории: воевал в Первую мировую, после революции уехал из России, жил в Софии, в Берлине, потом в Париже — его мастерская находилась на площади Сорбонны. Много работал, но путь эмигранта оказался сложным, к тому же пожар в парижской мастерской уничтожил многие его картины. На выставке можно увидеть работы из собрания Третьяковской галереи и частных коллекций: например, композиции в духе мирискусников — пасторали, кринолины и прочие прелести галантного века. Но главное — портреты, к которым художник особенно часто обращался в эмиграции. Представлены, например, изображения Марины Цветаевой, Надежды Тэффи, художника Александра Зилоти (внука Павла Третьякова). А еще много автопортретов — в том числе карандашных, нарисованных на листах дневника. И трагический взгляд изображенного на них художника говорит о том времени больше любых исторических штудий.

4. «СЕВРСКИЙ ФАРФОР И ИМИТАЦИИ. ОТ ПРЕКЛОНЕНИЯ ДО ОБМАНА»

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. До 22 сентября

Эрмитаж представил выставку, обращенную к любопытной теме подделок и имитаций, причем в данном случае речь идет о подражании изящным вещицам севрского фарфора. Антуан Альби, заведовавший химической лабораторией на Севрской мануфактуре, утверждал: «В наши дни на сто предметов, носящих марку Севра, девяносто являются подделками или вызывают сомнения». Впрочем, подражание подражанию рознь — многие вещи изготавливались другими мануфактурами в рамках совершенствования собственного мастерства. Так случилось, например, с Императорским фарфоровым заводом, когда Россия приобщалась к лучшим образцам европейского искусства. На выставке можно увидеть рюмочную передачу, сделанную по образцу одной из посудных форм самого известного шедевра Севра — «Сервиза с камеями». Показан и сам оригинал, выполненный в бирюзовой цветовой гамме — в отличие от пурпурного русского «собрата», так что у зрителей есть возможность сравнить два предмета. Соседство изделий Севрской мануфактуры и, например, вещей, чья подлинность до сих пор сомнительна, и, конечно, откровенных фальсификаций делает выставку интересной и для обычных зрителей, и для музейных специалистов.

5. «Я ЗНАЮ МЕСТА»

Санкт-Петербург, галерея KGallery. До 17 марта

Галерея KGallery приглашает в путешествие по ленинградскому андеграунду — особому миру, существовавшему параллельно советской действительности. Расцвет неофициального искусства — квартирных выставок, тусовок в мастерских, появление таких точек, как знаменитое кафе «Сайгон», — был вызван в том числе застоем в «большой» культуре. Жизнь, как известно, не стоит на месте, и на карте обветшавшего города возникали новые и новые места. Их нужно было знать — принадлежать тусовке, считаться своим, — и тогда перед тобой открывался удивительный мир. Как свидетельствуют очевидцы, очерченный неофициальной культурой круг был небольшим — всего около 20 точек: будь то мастерская художника Евгения Михнова-Войтенко или коммуналка художницы Герты Неменовой. И все же эти места для многих оказались настоящим оазисом. Нынешний проект основан на работах из собрания Валерия Вальрана — художника, историка андерграундной фотографии. Здесь можно увидеть кадры фотографов Бориса Смелова, Геннадия Приходько, Владимира Окулова, а также работы художников Евгения Рухина, Рихарда Васми, Владлена Гаврильчика и, конечно, Евгения Михнова-Войтенко.

6. «КЛАДЫ. СОКРЫТАЯ ИСТОРИЯ»

Москва, Государственный исторический музей. До 29 июля

Выставка, посвященная волнующей теме — кладам, представляет древние сокровища, хранящиеся в ведущих музеях России, а заодно развенчивает стереотипы. В частности, здесь можно узнать, что прятали не только драгоценности: знаменитый Бородинский клад, тоже представленный в экспозиции, состоит из предметов вооружения и символов власти. Боевые топоры, наконечники копий и навершия булав были найдены крестьянами в 1912 году у села Бородино Аккерманского уезда Бессарабской губернии. Предметы оказались по-настоящему древними — установлено, что они относятся к началу второй половины II тыячелетия до н.э. Еще один уникальный клад — Нарышкинский, который считается самым крупным в отечественной истории. Он был обнаружен совсем недавно, в 2012 году, при реконструкции особняка Трубецких-Нарышкиных в Петербурге. Состав его поражает воображение: более двух тысяч предметов из серебра XIX — начала XX века, причем это вещи, выполненные знаменитыми российскими и европейскими ювелирами. Скорее всего, владельцем клада был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сомов, женатый на Наталье Нарышкиной — дочери владельца особняка, чиновника Министерства иностранных дел Василия Нарышкина. После эмиграции Нарышкиных Сомов стал хранителем драгоценностей, однако затем тоже покинул Россию, оставив спрятанные сокровища в тайной комнате особняка.

7. «ГОЛУБАЯ РОЗА»

Самара, Музей Модерна. До 24 марта

Выставка предоставляет работы из собрания Валерия Дудакова — одного из самых уважаемых российских коллекционеров. Его коллекция голуборозовцев ничуть не уступает музейным собраниям, и возможность увидеть эти вещи — большая удача. «Голубая роза» возникла на волжских берегах в Саратове — началась с дружбы художников Павла Кузнецова, Петра Уткина и Александра Матвеева. Правда, «выстрелила» уже в Москве, где в 1907 году в знаменитом Доме Кузнецова (Доме фарфора) на Мясницкой прошла одноименная выставка — при поддержке эксцентричного мецената Николая Рябушинского. Символистские работы, полные дымки, загадки и тоски по недостижимому, сегодня считаются предтечей русского авангарда. На выставке можно увидеть вещи Сергея Судейкина, Павла Кузнецова, Василия Милиоти и даже Михаила Врубеля — формально не принадлежавшего «Голубой розе», но вдохновлявшего художников этого круга. Всего представлено 34 работы, в том числе — скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

8. «АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ. ОТ ЛИНИИ ДО АРХИТЕКТУРЫ»

Москва, Новая Третьяковка. С 6 февраля по 26 мая

Александр Константинов — человек уникальной судьбы и дарования. Недаром его сравнивали с титанами Ренессанса: своим примером он подтверждал расхожее выражение о том, что талантливый человек талантлив во всем. Ему удалось прожить сразу несколько жизней — успешного ученого, доктора математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики. Еще — неординарного художника, поначалу воплощавшего идеи в рисунках тушью, затем — в монументальных композициях, где использовались листы оргстекла. Потом Константинов шагнул в публичное пространство, и его инсталляции появились на фасадах зданий. Казалось бы, здесь можно было бы и остановиться, однако Александр Александрович начал создавать арт-объекты для парков. Более того, он реализовал себя и как архитектор, успешно работал не только в России, но и за рубежом. Нынешняя выставка представит около 100 произведений, причем специально для проекта в мастерских «Своды» при поддержке Дома культуры «ГЭС-2» был реконструирован один из знаковых объектов художника — «Дерево». Кроме того, в самом «ГЭС-2» параллельно выставке будет показана инсталляция Александра Константинова.

9. «ТАУ, СЕП / СПАСИБО, СЕП»

Нижний Новгород, Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А.С. Пушкина (Арсенал). До 7 апреля

О небольшой деревне Сеп в Игринском районе Удмуртии узнали на всероссийском уровне несколько лет назад, когда здесь появился Народный музей исчезнувших деревень. Казалось бы, еще один необычный музей — мало ли их в городах и селах, пытающихся привлечь туристов. Однако, во-первых, музей возник по инициативе местных жителей, хотя, конечно, главной движущей силой выступил Александр Юминов (директор некоммерческой организации «КАМА рекордз»), которого еще называют патриархом ижевской электронной музыки — впервые он побывал в Сепе за полтора десятка лет до описываемых событий в составе этнографической экспедиции. Еще одна особенность музея — местные жители принимали активное участие в его наполнении: ходили в этноэкспедиции, брали интервью. В общем, стали не почетными гостями и зрителями, а полноправными участниками. И в итоге оказалось, что один музей способен изменить жизнь небольшой деревни — если вовлечь людей в его деятельность. Нынешняя выставка рассказывает о самом музее, о деревне Сеп и о народном быте. Кроме того, здесь можно увидеть текстильные объекты современных художников «Микротерритория «Город Устинов» (предоставлены Музеем современного искусства «ПЕРММ»), вдохновленные Сепом.

10. «ПЕТР ПАШКЕВИЧ. ХУДОЖНИК ВЕЛИКОГО КИНО»

Москва, Государственный музей Николая Островского. С 31 января по 27 февраля

Художник Петр Пашкевич более полувека посвятил знаменитой Киностудии имени Горького. Работавший над множеством легендарных картин — например, «ТАСС уполномочен заявить», «Печки-лавочки», «Дочки-матери», «Рикки-Тикки-Тави», — он невольно оставался в тени режиссеров, актеров, сценаристов. Между тем его пейзажи, интерьеры, эскизы, раскадровки не производят впечатления служебных материалов — это настоящие произведения искусства. Правда, из богатейшего наследия художника сохранилось далеко не все: в начале 2000-х сыну Пашкевича позвонили со Студии имени Горького и предложили забрать работы отца — новые арендаторы, не разобравшись, могли выбросить эскизы. Удалось спасти не так уж много, но даже эти вещи дают представление о таланте Петра Пашкевича. На выставке можно будет увидеть и настоящие редкости — например, эскизы неопознанных фильмов, а также работы для так и не осуществленного фильма Василия Шукшина о Степане Разине — увы, проекту не дали воплотиться в жизнь. Всего будет представлено более 100 произведений, выставку готовит галерея «Дом Нащокина» в содружестве с Государственным музеем Николая Островского, куратором проекта выступает дочь художника Наталья Рюрикова.

11. «ПЕТУХИ НАД ФУДЗИ»

Санкт-Петербург, Музей современного искусства «Эрарта». До 28 апреля

Изящная японская печатная графика мало кого может оставить равнодушным, особенно когда художники демонстрируют мастерство в самых разных техниках — от литографии до меццо-тинто и шелкографии. Проект в «Эрарте» (куратор — Андрей Мартынов) представляет более 40 работ японских авторов — современных, но опирающихся и на традицию, ведь Япония прославилась прекрасными образцами печатной графики укиё-э. На выставке можно увидеть работы Харуми Соноямы — неординарного художника, соединяющего каноны восточного и западного искусства. Проходивший стажировку в Европе и США, он там, вдали от родной культуры, обрел свой уникальный визуальный язык. В его работах простые образы, в частности, банки с краской, воплощаются с помощью трудоемкой техники — литографии. Представлены и другие интересные авторы: Сэйко Кавати, Ёсикацу Тамеканэ (ксилография), Кацунори Хаманиси, Хироаки Мияяма, Масатака Куроянаги (меццо-тинто), Акито Танимура, Михоко Сэкигути (литография), Тосико Хисида (шелкография), Юдзи Хирацука (шин-колле), а также Такеси Сайто, Санаэ Ямамото (комбинированные техники).

На фотографиях:  П. Пашкевич Степан Разин 1971; Владимир Окулов «Поэты на траве» 1974.