Юбилейный счет

Александр ПАНОВ

05.01.2020

В новогодний сезон принято подводить итоги. Московский музей современного искусства отмечает 20-летний юбилей выставкой «ММОМА 99/19». Тематическую экспозицию на всех трех этажах исторического здания на Петровке, 25, скребли по сусекам музея два десятка приглашенных кураторов, ни один из которых не является профессиональным музейщиком.

Самое радикальное, что арт-критик может предложить музею современного искусства, — ​это вернуться в прошлое. То есть к традиционной, исторически ориентированной экспозиции, без смешения живописи и сушилки для бутылок, без дуэлей картины и фотографии с видеоартом в качестве секунданта. Надоело, когда заранее записанные теоретические ходы делают профессионалы, веря в безнадежный успех. Скучно, когда на эту не слишком золотую рыбку ведутся дилетанты. Звезды в своей профессии.

Список тех, кто сделал свои тематические залы для юбилейной выставки ММОМА из его запасников, впечатляет, хотя он годится, скорее, для обложки глянцевого журнала. Алена Долецкая, Андрей Малахов, Илья Лагутенко, Диана Вишнёва, Кирилл Серебренников, Алиса Хазанова. Нет, это достойные всё люди, но при чем тут кураторский выбор из фондов музея? Элитарная селекция — ​случай, когда некто чужой делает выставку по собственному взгляду или личному вкусу на основе музейного фонда, — ​не является открытием. Я, например, в Роттердаме в музее Бойманса — ​ван Бёнингена видел такой проект, придуманный кинорежиссером (и искусствоведом по образованию) Питером Гринуэем. Это было красиво: стояки-сетки для картин, на которых «распяты» шедевры разных веков и стилей. У ММОМА разных веков и стилей нет в коллекции. Приходится довольствоваться ранними живописными композициями Зураба Церетели и его учителя Василия Шухаева как образцами советского нонконформистского модернизма. Этот финальный зал на выставке (а если начать осмотр, вопреки инструкции, с первого этажа — ​то инициирующий) даже смотрится ударным. Его делал Мастер.

И мастерство чувствуется, когда свой зал делает не мэтр Церетели, а молодая и радикальная Ольга Трейвас. Она создает инсталляцию «Архитектура» по мотивам античного амфитеатра с работами художников-кинетистов 60–70-х и нынешнего стрит-артиста Кирилла Кто.

Так вот кто звезда коллекции «ММОМА 99/19»? Не художник уличный Кирилл. Может быть, нападающий Федор Смолов из «Локомотива», который тоже составил свой боевой комплект? В нем — ​Кандинский, Родченко и Степанова в атаке. Современники вроде художника Сергея Шеховцова, увы, на их фоне отдыхают. Трибуны — ​орут: из динамиков звучат крики футбольных болельщиков (дизайном экспозиции занимались Диана Джангвеладзе и Мария Доронина).

Спортивным потом пахнет эта юбилейная выставка, к участию в которой приглашены арт-команды. И так бывает, когда пошли на юбилей.


Выставка продлится до 17 мая.