Азбука цвета

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.12.2019

Центр фотографии им. братьев Люмьер представил первую в России ретроспективу знаменитого британского fashion-фотографа Майлза Олдриджа. «Вкус цвета» — это более 40 снимков, изящно и со вкусом критикующих общество потребления.

Олдридж занялся фотографией случайно. Поначалу планировал пойти по стопам отца — известного иллюстратора Алана Олдриджа, сотрудничавшего с The Beatles и The Who. Однако обнаружил, что, помимо таланта, требуется оказаться в правильном месте в правильное время. Олдридж-старший жил в свингующем Лондоне, где вершилась культурная революция, дружил со знаменитостями. Некоторые, как Джон Леннон, запросто заходили в гости. Юность Майлза пришлась на 90-е — совсем иные по духу. В моде был «героиновый шик» — эстетика, совершенно не близкая молодому Олдриджу. Поначалу он пробовал себя как клипмейкер, но работа не приносила радости. Однажды сделал фотосессию для подруги-модели и получил приглашение от British Vogue. Так началась его карьера: Майлз быстро стал успешным глянцевым фотографом.

В работе Олдридж ориентируется на живопись — от Дюрера до наших дней. Скажем, портреты актеров сериала «Игра престолов», показанные на выставке, выполнены в духе картин Северного Возрождения. Куратор Наталия Герасина рассказала:

— Вот еще пример методов работы Олдриджа. Перед тем как создать один из снимков из серии «Цветной триллер», он взял картину Фрэнсиса Бэкона и вычленил основные цвета. И на этой цветовой схеме построил свою фотографию.

Не меньше Майлз Олдридж ориентируется на кино, особенно на великих режиссеров прошлого. Причем вплоть до технологий. Наталия Герасина пояснила:

— Для Олдриджа создание фотографий — сложный процесс. Он начинает с иллюстраций — зарисовывает идеи. Затем выстраивает декорации в студии и фотографирует сцену на Polaroid. Эти предварительные кадры помогают понять, что нужно изменить. Мы включили полароидные снимки в экспозицию — хотели показать, как трансформировался первоначальный замысел. Финальные фото Олдридж снимает на пленку. Это соответствует его эстетике: у него много отсылок к кинематографу середины XX века. Конечно, технологии развиваются, цифровые кадры отличаются отменной четкостью. Однако эта четкость Майлзу не нравится. Поэтому он работает по старинке. Потом оцифровывает негативы и дорабатывает их в «Фотошопе». Старается по-минимуму использовать графические редакторы. Единственное — усиливает цвет. Намеренно делает его более ярким, интенсивным.

Любовь к почти кислотным оттенкам у Олдриджа от Альмодовара. Испанский режиссер даже в последнем — грустном, исповедальном — фильме «Боль и слава» использовал яркую палитру. Вероятно, от Альмодовара же — интерес к «женской» теме. Режиссер посвятил большинство фильмов прекрасной половине человечества. Женщины в его картинах любят, страдают, убивают, жертвуют собой — и вообще они куда сильнее и активнее мужчин. Многие образы, признается испанец, имеют биографическую основу — в частности, вдохновлены его матерью. Для Майлза Олдриджа мать также важный пример. Многие считали ее жизнь легкой и беззаботной, ведь она была женой успешного иллюстратора. На самом деле муж оставил семью, денег не хватало. Дети, быт стали ее «клеткой», признается фотограф. Умерла рано — Майлзу не было еще и тридцати. И до сих пор он пытается разгадать, что происходило в душе его сильной, внешне сдержанной матери.

— У классиков кинематографа — Феллини, Годара — в центре внимания тоже женщины, — пояснила Герасина. — Как правило, это трагические героини, которые хотят быть счастливыми. На фотографиях Майлза мы видим эффектных моделей — с прической, макияжем. Но по их отрешенному взгляду понимаем: они несчастны. Он показывает, что женщина в современном мире подстраивается под идеалы, роли, которые ей диктует социум. И что красота в обществе потребления сама становится продуктом.

Модель, втыкающая нож в праздничный торт, украшенный свечками «Happy», или красотка, сидящая на полу с разбитыми тарелками, — все это попытки показать: женское предназначение не ограничивается кухней. Как, впрочем, и «украшением» чужой жизни. Конечно, Олдридж фотографирует общепризнанных красавиц — и в этом смысле занимается объективацией женщин, показывает их как сексуальный объект. С другой стороны, в его снимках ощущается некая тревожность, сюрреалистичность: словно под идеальной оболочкой скрывается нечто странное, драматичное. «Совы не то, чем они кажутся» — фраза-заклинание из сериала «Твин Пикс», снятого кумиром фотографа Дэвидом Линчем, как раз о том, что внешность обманчива. Олдридж подчеркивает: глянец неидеален, как несовершенно общество, зацикленное на потреблении. И «заворачивает» эту пилюлю в симпатичную обертку, ведь, по его признанию, «яркие цвета делают сообщение более приятным».