19.11.2019
По словам устроителей, экспозиция приурочена к 120-летию Александра Дейнеки. Кроме того, в этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Самохвалова. Проект, ради которого «Манеж» превратили в огромное футбольное поле, это своеобразное состязание двух выдающихся художников, работавших в похожей эстетике, представителей Москвы (Дейнека) и Ленинграда (Самохвалов).
Куратором выставки стал Семен Михайловский, ректор Института имени И. Е. Репина и бывший комиссар павильона России на Венецианской биеннале. Оформление экспозиции сделано по проекту архитектора Антона Горланова. На двух этажах представлено около 300 экспонатов из 37 музеев и девяти частных собраний, включая живопись, плакат, рисунок, акварель, автолитографию, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, книжные обложки, открытки, фотографии, личные вещи художников.
Время уверенно вознесло на вершину созданное Дейнекой и Самохваловым в монументальной живописи и станковой картине, оставив в тени удивительные творения в других областях: от книжной графики до скульптуры и пластики. А ведь тот же Александр Самохвалов мог войти в историю отечественного искусства исключительно благодаря великолепным иллюстрациям к произведениям Грибоедова, Гоголя, Толстого. В 1937 году мастер был удостоен золотой медали и двух Гран-при Парижской выставки (сам по себе случай уникальный) за станковую картину («Девушка в футболке», 1932), монументальное панно («Советская физкультура», 1937) и иллюстрации к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (1933).
Экспонаты приоткрывают зрителю и эти стороны творчества художников. Хотя возможности выставки не предполагают обстоятельного рассказа. Зато подготовлена дополнительная программа: более 15 встреч, посвященных культуре 1930–1950-х годов. Лекции о развитии изобразительного искусства, архитектуры, моды, кинематографа, спорта, фотографии и литературы помогут посетителям погрузиться в ушедшую эпоху.
Тема физкультуры и спорта, занимавшая в творчестве обоих авторов одно из центральных мест, подсказала идею стилизации пространства под стадион с трибунами и футбольным полем, на котором как бы разворачивается матч между Дейнекой и Самохваловым. Спускаясь с трибуны на поле «стадиона», зрители попадают в полумрак залов «Спорт» и «Труд». Слева и справа от них по боковым галереям развернуты разделы «Тело», «Дети» и единственный построенный в хронологическом порядке сектор «Герои». На втором этаже еще два зала — «Война» и «Мир». Завершает экспозицию второго этажа зеленое поле с настоящими семиметровыми футбольными воротами и скульптурой Дейнеки «Футболисты» (1950).
Благодаря проекту зрители впервые получили возможность сравнить как хрестоматийные, так и менее известные произведения двух мастеров. Однако если Самохвалов представлен практически всеми шедеврами — от «Кондукторши» (1928) до «Девушки в футболке» (1932), «Метростроевки со сверлом» (1937), эскизов к монументальным панно «Советская физкультура» (1937, Парижская выставка) и «Хлопок» (1939, ВСХВ, Москва), то с Дейнекой все не так однозначно. Есть «Текстильщицы» (1927), «Оборона Петрограда» (1927), «Сбитый ас» (1943), «Будущие летчики» (1938), но нет «Вратаря» (1934), «Обороны Севастополя» (1942), «Раздолья» (1944), «Эстафеты» (1947), «Купальщиц» (1952), «У моря» (1957), «Юности» (1961), знаковых как для самого художника, так и для отечественной живописи 1930–1960-х.
Конечно, зрителям трудно представить, с какими сложностями пришлось столкнуться организаторам, чтобы заполучить из фондов и экспозиций музеев работы на временную выставку. Однако идея проекта выражена однозначно — это «поединок» крупнейших мастеров советской живописи. А значит, условия «матча» должны быть равными для обеих «команд».
Не всегда оправданной кажется и установка на количество экспонатов. Присутствие ряда второстепенных работ и просто неудачных вещей ведет к мельчанию выставки, неоправданно принижает обоих художников. Например, замечательная «Девушка в футболке» Самохвалова показана в тесном окружении литографических реплик, менее значимых по сравнению с оригиналом и мешающих его восприятию.
Часть из представленных на выставке работ создана в период, когда Дейнека состоял в ОСТе (1925–1928), а Самохвалов — в «Круге художников» (1926–1928). Впрочем, центральное место занимают вещи 1930–1960-х: Александр Самохвалов в то время уже был членом Ленинградского Союза советских художников, а Александр Дейнека — Московского.
Выставка обещает стать самым обсуждаемым проектом последних лет. И дело не только в масштабе самих живописцев. В фокусе внимания — тема, к которой обращаются на каждом новом витке развития нашего общества: отношение к искусству советской эпохи, к условиям, породившим удивительное поколение творцов и титанов. И экспозиция в петербургском «Манеже» с подчеркнутой состязательностью ленинградской и московской школ и их лидеров открывает новые возможности и горизонты.